Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

В России разработают стандарты для исламского банкинга

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Ассоциация банков РФ займется разработкой стандартов для соответствия финансовых инструментов исламскому банкингу, а также для их последующего использования. Будет идти работа над налоговыми и другими преференциями

Председатель комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков высказал мнение, что эксперимент по внедрению в России исламского банкинга необходимо сделать бессрочным. Он стартовал в 2023 году в 4 регионах страны – Татарстане, Башкирии, Чечне и Дагестане – и рассчитан на 2 года. Отмена временных ограничений, считает парламентарий, позволит расширить число субъектов-участников эксперимента.

Участвуя в XV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» Аксаков сообщил, что принятый в 2023 году закон об исламском банкинге корректировать не планируется, и необходимости в этом нет. Однако нужно разработать стандарты для исламских фининструментов. В интервью РБК Татарстан парламентарий сообщил, что эта работа стартует в ближайшее время.

Еще одно направление для дальнейшей работы – налогообложение сделок в рамках партнерского банкинга, которое необходимо отрегулировать на законодательном уровне. Также, по мнению Аксакова, нужно доработать вопросы, связанные с покупкой мусульманами жилья, в том числе использование для этого материнского капитала.

Подзаконные акты

— Есть ли необходимость принять те или иные подзаконные акты, чтобы повысить эффективность закона об исламских финансах?

— Нужно разработать стандарты, и на их основе определять соответствие тех или иных предлагаемых финансовых инструментов исламскому банкингу. Кроме того, на повестке стоит тема налогообложения, и это требует законодательного регулирования. Нужно, чтобы бизнес предложил варианты решения этой проблемы, и после этого можно приступить к рассмотрению, как облагать налогами сделки партнерского бизнеса, чтобы, например, не возникал налог на добавленную стоимость, из-за чего возрастает сумма сделки и становится невыгодно использовать исламские финансовые инструменты.

Еще одно направление, помимо стандартизации, повышение финансовой грамотности населения, чтобы, как можно больше людей понимали суть этих инструментов и вовлекались в их использование.

— Когда начнется работа над подзаконными актами к закону об исламском банкинге?

— Мы планируем начать работу на этой неделе. Ассоциация банков России, которую я возглавляю, начнет разработку стандартов использования исламских инструментов. Очевидно, что работу будет вестись при тесном взаимодействии с банкам-участниками эксперимента – Сбером и Ак Барс Банком. Помимо этого, у Центробанка будут запрошены материалы, что необходимо сделать, чтобы такие стандарты реализовать.

— Поступают ли уже от бизнеса какие-либо инициативы в сфере налогообложения, чтобы ему в рамках эксперимента по внедрению исламского банкинга работалось эффективнее, масштабнее и комфортнее?

— Одно из предложений, например, чтобы продажа в рассрочку не облагалась налогом на добавленную стоимость – это, фактически, отложенное финансирование сделки по реализации того или иного продукта. Но при этом как раз возникают вопросы о лазейках для недобросовестных участков рынка, которые, прикрываясь законом о льготном налогообложении, начнут проводить операции, не платя налоги.

Чтобы не создавать условия для такой деятельности, нужна серьезная работа, изучение опыта, как данный вопрос решали в Великобритании, Казахстане и других странах, и только после этого принимать решения.

Квартирный вопрос

— Какие еще есть точки роста в работе по внедрению в стране инструментов партнерского банкинга, повышению спроса на них?

— Постоянно звучит тема жилищно-сберегательных вкладов, когда люди накапливают деньги на вкладах, а потом инвестируют их в покупку жилья. Пока это реализовано в проекте закона, как кредит. Но кредит и исламские финансы – это все-таки разные вещи.

Таким образом, необходимо предложить инструменты, которые позволят инвестировать накопленные деньги в покупку жилья на основе исламского финансирования. Нужны формулировки, которые позволяют эту идею реализовать. В первом чтении закон у нас принят, сейчас мы думаем, как это сделать ко второму чтению в поправках. Вполне возможно, что данная идея заработает.

— Когда данный закон может быть принят в третьем чтении и в целом?

— Думаю, что в весеннюю сессию мы это точно реализуем – это июнь-июль. Соответственно, закон может вступить в силу во второй половине текущего года.

— Данный закон может вывести исламскую ипотеку, которую сейчас предлагают банки-участники эксперимента по внедрению партнерского банкинга на новый уровень: может возрасти число заемщиков и организаций, выдающих ее?

— Естественно. Я скажу, что в Башкортостане уже реализована идея жилищных накопительных вкладов. Они работают, но не на основе закона, и им непросто делать это. Если наша идея будет реализована на законодательном уровне, то такие инструменты получат дополнительный импульс.

— Какие еще преференции обсуждаются в рамках эксперимента по внедрению исламского банкинга в РФ?

— Я считаю, что необходимо рассмотреть возможность использования материнского капитала в исламских инструментах для приобретения жилья. Другие направления тоже нужно изучать. Но очень важно обеспечить возможность использования материнского капитала для покупки жилья с использованием исламского инструментария.

Экспериментальный режим

— На данный момент в эксперименте участвуют два банка – Сбер и Ак Барс Банк. Будут ли другие банки включаться в данную работу?

— Действительно, Сбер и Ак Барс Банк проявили наибольшую активность, став участниками эксперимента по внедрению парнерского банкинга. Чтобы другие банки вовлекались в него, важно, во-первых, проведение таких мероприятий, как KazanForum, чтобы на них озвучивались идеи и возможности, которые позволят банкам зарабатывать. Банки интересует возможность заработка.

Если мы в рамках Ассоциации банков страны начнем разрабатывать стандарты использования исламских инструментов, то это послужит дополнительным стимулом к вовлечению других банков. Они услышат, что мы этим занимаемся, и заинтересуются этим инструментом.

Он, на самом деле, существует недавно, всего 9 месяцев, а реально заработал еще позже – с учетом времени на раскачку, подзаконные акты – только в этом году. Поэтому пока преждевременно говорить о малом числе банков-участников эксперимента. Я уверен, после прошедшего в Казани XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» их количество возрастет.

— Почему Татарстан, на ваш взгляд, опережает другие регионы – Башкортостан, Чечню и Дагестан – по количеству участников эксперимента по исламскому банкингу?

— Татарстан, традиционно, уделял большое внимание данному вопросу, и, можно сказать, был одним из соавторов закона об исламском банкинге. Я инициировал данный законопроект его в Госдуме, а представители республики меня активно поддерживали. Это активная политическая позиция руководства республики, раиса РТ Рустама Минниханова. Могу сказать, что и Минтимер Шаймиев поднимал данный вопрос, будучи во главе Татарстана, и потом уделял ему внимание.

Но насколько мне известно, данной темой активно занимаются и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, мы с ним обсуждали ее, и глава Башкортостана Радий Хабиров (там создано 2 организации, которые будут работать по исламским стандартам). Процесс идет. Хорошо, что есть регион-лидер, который показывает другим пример.

Очень важный момент – в регионах, участвующих в эксперименте, да и в других исламские финансы фактически используются, не легализуясь через принятый закон, так как бизнес видит риск дополнительной административной нагрузки и издержек, которые они не хотят нести. Важно подтолкнуть их к этому процессу, а для этого необходимо снизить издержки, связанные с реализацией эксперимента.

— Вопрос информирования граждан для повышения спроса на исламские финансы поднимается очень часто. На ваш взгляд, как можно эффективно выстроить работу в этом направлении, так как телепрограммы, пресс-конференции и публикации в СМИ дают разовый эффект?

— Я являюсь сторонником того, что финансовую грамотность нужно внедрять со школьной скамьи. В Чувашии, которую я представляю в Госдуме, мы договорились с министерством образования, чтобы там этот процесс в экспериментальном режиме, в том числе с использованием новых технологий. Например, так называемой смыслографики, которая позволяет преподносить знания в доступной форме в виде презентаций. В результате, молодежь после школы будет приходить в вузы с определенным багажом знаний.

Сейчас, к сожалению, десятки миллионов граждан пользуются различными финансовыми инструментами, и миллионы страдают из-за мошенников. Конечно, необходимо проводить и другую работу по повышению финансовой грамотности. Есть специальный центр, который ведет достаточно системную работу. При этом, я чувствую, что эта системность обеспечена не в достаточной мере. Нужны совместные программы с регионами, поскольку люди живут именно с регионами, необходимо, чтобы программа по повышению финансовой грамотности существовала в каждом субъекте.


Источник: РБК

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку