Майнинг в регионах, которые испытывают проблемы с электроэнергией, могут запретить, это поможет решить вопрос с отключением света в домах жителей этих субъектов, заявил «Известиям» на ПМЭФ глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Он рассказал, почему законопроект о регулировании рынка рассрочки, скорей всего, даже не внесут в нижнюю палату в 2024-м, а также о том, что дни льготной ипотеки под 8% сочтены, а взаиморасчеты в цифровых рублях и юанях могут начаться, если не в этом, то в следующем году.
«Необходимо отрегулировать инструменты, которые у нас уже имеются»
— Сейчас остро стоит вопрос международных расчетов. И проблема только усугубляется, поскольку США усиливают давление на банки дружественных нам стран, угрожая вторичными санкциями. ГД уже приняла законопроект о возможности использования ЦФА (цифровые финансовые активы). Есть ли еще какие-то способы решения, которые сейчас обсуждаются в Госдуме?
— Во-первых, необходимо отрегулировать инструменты, которые у нас уже имеются, наладить и начать более активно использовать. Например, банк БРИКС. Он существует, работает, как институт, позволяющий осуществлять финансовые операции, например, России и Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки. Да и другие страны могут использовать этот институт для взаиморасчетов, например, с Россией. Операции клиринга (безналичные расчеты. — «Известия») в рамках этого банка можно вполне наладить таким образом, чтобы вообще даже исключить банки.
Во-вторых, должны активно внедрять в процесс национальные цифровые валюты. Мы уже ведем активные переговоры по этому поводу. Надеюсь, что уже в ближайшее время — если не в этом году, то в следующем, — начнем использовать для взаиморасчетов, например, цифровой юань и цифровой рубль.
— Точно цифровой рубль? Он же еще пилотируется…
— А почему нет? Да, еще проходит пилотирование, но нужно двигаться быстрее. Уже отработали и увидели, что цифровой рубль вполне может быть эффективным финансовым инструментом, который необходимо использовать, в том числе уже и для международных расчетов.
— Китайская сторона тоже это поддерживает?
— Ведем переговоры. По крайней мере, допускаю, что наладим взаимодействие наших цифровых систем, что позволит обслуживать экономический оборот на финансовой основе между нашими странами.
Также необходимо ускорить принятие законодательства, регулирующего криптовалюты, майнинг криптовалют. Законопроекты готовы, предварительно согласованы и с ЦБ, и с Минфином. Ждем реакцию правительства. Надо принимать быстрее проект в первом чтении. Мы готовы даже, ударно поработав, принять во втором и третьем чтениях уже в эту сессию. И, соответственно, запустить во второй половине текущего года.
— Не в том ли проблема, что ЦБ придется выстраивать новую систему регулирования майнинга. Точно ли он к этому готов?
— Коммерческие структуры и сейчас занимаются майнингом. Неправильно, что рынок реально существует, но законодательно не урегулирован. Пока этого не сделано, периодически возникают проблемы. Например, мне, как депутату из Чувашии, время от времени поступают обращения избирателей об отключении света в домах. А всё потому, что майнеры из Чувашии, где есть дефицит электроэнергии, перегрузили энергетическую систему.
— Как это можно решить, если майнинг будет узаконен?
— Можно отрегулировать, например, запретив осуществлять майнинг в регионах, где существует дефицит электроэнергии. При этом разрешить в тех, где наблюдается профицит. Таким образом создадим нормальную правовую среду для осуществления данного бизнеса.
— Такие изменения будут прописаны в законе или в подзаконных актах?
— Можно прописать в законе, что правительству предоставляется право устанавливать требования к майнерам с точки зрения их территориальной расположенности.
— Почему нет официальной реакции правительства? Что-то не устраивает или просто руки не дошли?
— Думаю, что просто руки не дошли. Совсем недавно мы утвердили новый состав правительства, появились новые лица, например, глава Минпромторга. Они должны вникнуть в ситуацию. Но важно сделать это побыстрее. Рассчитываю, что после ПМЭФ начнем работать в этом направлении, действительно засучив рукава.
«Пришли к выводу, что можно с этим не спешить»
— Как сообщали ранее «Известиям» в ЦБ, законопроект о регулировании рассрочки должны были принять до 1 июня этого года. Но, как я понимаю, он даже не готов в окончательном варианте. В чем проблема и когда он может быть хотя бы внесен?
— Дискуссия продолжается. Учитывая, что все-таки рынок еще не очень большой, а кредитные организации не видят особых проблем в том, чтобы операторов рассрочки подвели под регулирование ЦБ, не думаю, что в этом году мы законодательно решим этот вопрос. Тема ставится, обсуждается, но в силу перечисленных причин не стоит на первом месте для рассмотрения Госдумой.
— То есть законопроект в этом году даже не будет внесен?
— Зависит от объемов рынка и возникающих у потребителей рассрочки проблем. Некоторые сначала очень хотели регулировать, например, некоторые банкиры отреагировали с энтузиазмом, но потом посмотрели на размер конкуренции со стороны операторов и пришли к выводу, что можно с этим не спешить.
«Судьба массовой льготной ипотеки уже не обсуждается»
— До 1 июля, когда закончится срок действия льготной ипотеки, осталось меньше месяца. Обсуждается ли на заседаниях рабочей группы в Госдуме возможность ее продления хотя бы в каком-то виде?
— Судьба массовой льготной ипотеки уже не обсуждается, поскольку она решена. И, на самом деле, она принесла ощутимый вред для рынка недвижимости, потому что взвинтила цены на жилье на первичном рынке. Разница в 40% между стоимостью жилья на первичке и вторичке сама за себя говорит. Поэтому надо быстрее возвращаться к рыночному процессу в этом сегменте. Люди, кстати, от этого в конечном итоге выиграют, поскольку цены, по крайней мере, не будут расти таким же быстрыми темпами, как в предыдущие годы. Жилье будет более доступно массовому покупателю.
— А по ипотеке для семей с детьми старше шести лет какие предлагаются варианты по ставке? Минфин, например, настаивает на 12%.
— Пока идут дискуссии, но и тема про 12% действительно обсуждается. Но есть и противники у такой позиции из-за того, что 12% — уже высокая ставка. Есть и другие варианты — 8%, 10%. Поэтому рано утверждать, что будет непременно 12%. Всё зависит от возможностей бюджета, поскольку из него выделяются деньги на субсидирование процентной ставки, и лоббистских возможностей тех, кто утверждает, что 12% не стимулирует рождаемость, так как кредиты под такую ставку будут не востребованы.
— Некоторые эксперты нам говорили, что как раз наоборот — именно 12% будут стимулировать рождаемость, чтобы, родив еще одного ребенка, перейти на 6%...
— Кстати, такой аргумент не слышал, буду его использовать.
— Какова ваша личная позиция по величине ставки для семей с детьми старше шести лет?
— Моя личная позиция — мы прежде всего должны стимулировать высокую рождаемость, чтобы в семьях было по трое и более детей. Поддержка должна оказываться и семьях, где детей меньше, но не такая активная. Поэтому позиция Минфина по 12% мне понятна, допускаю, что она будет поддерживаться.
«Механизм жилищных вкладов точно начнет работать в следующем году»
— В России скоро должен появиться новый инструмент для накопления первоначального взноса на ипотеку — жилищный вклад. Когда этот механизм может заработать?
— В первом чтении законопроект уже принят, мы рассчитываем, что если не в весеннюю сессию, то в осеннюю, примем. И со следующего года механизм точно начнет работать, а, может быть, допускаю, что и раньше. Если сможем активно поработать, то уже в июле реально принять проект во втором и третьем чтениях.
— Если сказать простыми словами, то чем такой вклад лучше обычного? Тем более, что и ставки сейчас высокие?
— Самое важное отличие, что такие вклады будут застрахованы не на 1,4 млн, как обычные, а на 10 млн рублей. Соответственно, в случае проблем люди смогут получить все деньги без проблем. Также думается, что подзаконными актами ЦБ и правительство могут простимулировать продвижение таких вкладов.
Ведь, с одной стороны, люди получают возможность купить квартиру, а с другой, средства на таких депозитах — долгосрочный ресурс, который могут использовать банки для массового покупателя жилья для массового потребителя. С другой стороны, это долгосрочный ресурс, который могут использовать банки для кредитования, экономики, других проектов.
— И как их можно простимулировать?
— Регуляторными мерами, поскольку, с моей точки зрения, риски, связанные с «набегом» вкладчиков, колебаниями на рынке и так далее, при работе с таким инструментом снижаются. Поэтому Банк России может остановить в этом случае более льготные режимы. В свою очередь, и они смогут эти деньги направлять под более низкий процент.
— Про стимулирование — ваше мнение или вы это уже обсуждали с ЦБ, и он поддерживает?
— Мы с ЦБ активно этот законопроект и меры стимулирования обсуждали до того, как его внести. Центробанк внесение проекта поддержал, поэтому поддержал и стимулирование. В данном случае мы очень плотно и эффективно работаем с Банком России.
Опубликовано: Известия
4 октября 2024 года
4 октября 2024 года