депутат Госдумы России,
президент Ассоциации региональных банков России
Рост доли просроченной задолженности на фоне снижения темпов прироста кредитного портфеля создает дополнительные риски ликвидности в банковской системе.
Прирост кредитного портфеля с 1 октября 2014 года к февралю 2015 года составил -0,7%. Доля просрочки достигла 4,1%.
Нормативы мгновенной и текущей ликвидности на протяжении последних 5–6 лет имели тенденцию к снижению, однако в 2014 году Н2 впервые за 5 лет показал рост (на 9,5 п.п.), Н3 вырос незначительно – на 1,7 п.п. Негативной выглядит динамика норматива долгосрочной ликвидности: за 7 лет Н4 увеличился на 17,3 п.п. и стремительно приблизился к верхней границе нормы.
Банк России повышал объемы рефинансирования и довел их к концу 2014 года почти до 10 трлн. рублей, а доля этих средств на начало 2015 года в составе ресурсной базы банков приблизилась к 15%. Тем не менее распределение этих средств по банковской системе было крайне неоднородным. На банки из TOP-20 приходится 76% российской банковской системы и 87% рефинансирования ЦБ. Если взять TOP-50, то на них приходится 86% российской банковской системы и 94% рефинансирования ЦБ.
Стоимость краткосрочной ликвидности на рынке значительно увеличилась, что стало итогом увеличения ключевой ставки, а также усилившегося дисбаланса на рынке МБК. Вкупе с увеличением доли валютных пассивов резко усиливается процентный риск и вероятность отрицательной прибыльности банков.
Главной проблемой в банковском секторе остается нехватка длинных пассивов, что увеличивает риск ликвидности всей банковской системы. Источники долгосрочной ликвидности (вклады) практически исчерпали себя, доступ к ресурсам при помощи выпуска ценных бумаг в ближайшее время будет закрыт почти для всех, круг банков, допущенных к рефинансированию инвестиционных проектов, крайне узок.
Ослабление позиций рынка межбанковского кредитования, усилившийся дисбаланс на рынке ликвидности мотивирует малые и средние банки ориентироваться на ресурсы клиентов и собственные средства. Банки, не имеющие доступа к рефинансированию, вынуждены в ущерб доходности придерживать дорогостоящую ликвидность. Создается иллюзия достаточности ликвидности в целом по банковской системе.
В условиях нехватки ликвидности наблюдается снижение темпов прироста кредитного портфеля (с учетом валютной переоценки), которое негативно скажется на темпах экономического роста.
В таких условиях Банк России должен усиливать меры по предоставлению ликвидности на рынок, расширению доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, особенно долгосрочного характера, вводить беззалоговые кредиты для банков, не имеющих залогов, но обладающих хорошим финансовым положением (не ниже 2-й классификационной группы).
Необходимы изменения в законодательстве, дающие право Банку России осуществлять гарантирование операций на межбанковском рынке.
Целесообразно в кратчайшие сроки оформить четкое правовое регулирование деятельности рейтинговых агентств, а также внести изменения в акты государственных органов различного уровня по включению рейтингов российских агентств в условия доступа к привлечению депозитов и обслуживанию счетов.
4 октября 2024 года
4 октября 2024 года