Опубликовано: Известия
Банк России, следуя международной практике, объявил о новом механизме экстренного предоставления ликвидности банкам. Похожий механизм действовал в 2008–2009 годах, когда из-за сложного экономического положения банки закрывали лимиты кредитования друг друга из-за кризиса доверия. Многие кредитные организации в середине июля вновь закрыли лимиты, когда обострилась ситуация вокруг банка «Открытие». Объявление регулятором о включении дополнительного механизма поддержки не означает, что ЦБ с завтрашнего дня начнет раздавать деньги направо и налево. Это сделано с тем, чтобы успокоить рынок, дав банкам уверенность.
Задача Центрального банка — обеспечивать стабильность на финансовом рынке. Практика беззалогового кредитования по ссудам финансовых институтов существовала и ранее. Очевидно, что это будет делаться с учетом обстановки и особенностей конкретного банка.
Естественно, что такая практика не должна носить массовый характер, но до этого скорее всего и не дойдет.
Рассуждать о том, сколько потребуется средств от ЦБ на экстренную поддержку банков, сейчас бессмысленно. Во-первых, этого никто не знает, включая сам ЦБ, а во-вторых, положительный эффект на банковскую систему оказывает просто сам факт того, что экстренная поддержка ЦБ есть. В случае чего кредитная организация, испытывающая временные проблемы с ликвидностью, может обратиться за средствами в Центробанк. Если речь идет о системно значимом банке, то гарантия спасения уже может предотвратить панику.
При этом возможности ЦБ по предоставлению дополнительных средств фактически безграничны. Поэтому решение регулятора расширить инструментарий по поддержке банков окажет успокаивающее воздействие на банковский сектор. Понимание того, что средства ЦБ в принципе могут быть предоставлены, положительно скажется не только на банках как таковых, но и на финансовых рынках, инфляции, курсовых колебаниях.
Прежде чем обратиться за поддержкой, кредитная организация должна предоставить информацию об обеспечении, которое она намерена использовать. Причем состав этого обеспечения шире, чем по стандартным инструментам привлечения ликвидности у ЦБ. В него включаются в том числе ценные бумаги, не входящие в ломбардный список Банка России, права требования по кредитным договорам и другие виды ценностей и поручительства третьих лиц.
Сам ЦБ будет принимать решение на основании ситуации и сведений, представленных банком-соискателем. В зависимости от заявленного обеспечения регулятор может предоставить и другие средства поддержки, скажем, поддержать банк путем сделки РЕПО или обеспеченного кредита. Деньги будут выделяться в рублях не более чем на три месяца. Ставка будет равна ключевой ставке ЦБ, увеличенной на 1,75 процентного пункта.
Следует отметить, что российский регулятор здесь не изобрел ничего принципиально нового. К аналогичным мерам прибегали и ФРС США, и Европейский центробанк, и Банк Англии, и другие регуляторы. Но если раньше российский ЦБ не видел необходимости в подобных мерах, то теперь, похоже, такая необходимость возникла. Как мы видели на примере недавних событий вокруг довольно крупных банков, у них могут возникать проблемы по разным причинам. Я не исключаю, что кто-то может пострадать из-за санкционных решений.
Поэтому право на оказание экстренной поддержки должно быть у регулятора. Это как туз в рукаве, который совсем не обязательно будет задействован.
Стоит также отметить, что время для введения подобного механизма выбрано весьма удачно: поскольку в стране на данном этапе наблюдается общее снижение потребительских цен, то сообщение о возможном вливании денег в экономику может рассматриваться как контрциклическая новость.
Автор — глава комитета Госдумы по финансовому рынку
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
4 октября 2024 года