Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Российские банки: риски вступления в ВТО

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Госдума рассмотрела проект закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года».

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков РоссииАнатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России

Вхождение России в ВТО является серьезным вызовом для многих отраслей отечественной экономики. Бизнесу придется работать в ситуации более жесткой конкуренции, одновременно решая задачи, связанные с надвигающейся второй волной кризиса.

Одна из ключевых проблем, на которую указывают представители практически всех секторов экономики, отсутствие долгосрочных относительно дешевых внутренних кредитных ресурсов. Отчасти данная проблема объективна: у нас низкая емкость финансового рынка и монетизация экономики, сравнительно высокая инфляция, недостаточная капитализация банков и иных финансовых институтов.

При этом источники длинных денег известные за рубежом (пенсионные накопления, страховые резервы, вклады населения) фактически не вовлечены в долгосрочную ресурсную базу банков. Пенсионные накопления и страховые резервы пока невелики, к тому же для их использования действуют существенные ограничения. Срочные вклады населения де факто являются вкладами до востребования, поскольку могут быть сняты вкладчиками в любой момент.

Правовые риски деятельности российских кредитных организаций, в том числе связанные с взысканием просроченной задолженности и обеспечением кредитов значительно выше, чем зарубежные. Управление рисками излишне усложнено существующими нормами и не соответствует лучшей международной практике. Условия проектного и синдицированного кредитования также не стимулируют их применения. Сюда же надо добавить чрезмерную административную нагрузку на банки, в том числе связанную с фактическим осуществлением ими части государственных функций, которые, в конце концов, ведут к увеличению процентной ставки по кредиту.

Соответственно, для решения указанных проблем необходимо реализовать комплекс мер, направленных на повышение доступности долгосрочных и сравнительно дешевых кредитных ресурсов.

Одна часть мер должна создать возможности пополнения ресурсной базы банков за счет внутренних источников фондирования и рефинансирования. В связи с этим необходимо предоставить право населению и отечественным банкам формировать срочные вклады без их досрочного изъятия («безотзывные» вклады). Получив такой источник, банки смогут эффективнее управлять своими ресурсами, планировать кредитную стратегию.

При этом банк, осуществляющий взвешенную и правопослушную политику, основанную на высоких стандартах корпоративного управления, должен иметь возможность в случае необходимости пополняться ликвидностью за счет ресурсов Центрального Банка, в том числе на беззалоговой основе. Это будет стимулировать банки вести цивилизованный бизнес и позволит поддерживать уверенную и стабильную работу кредитных институтов, что в свою очередь скажется на кредитовании экономики и цене кредитов.

Банк России должен быть источником не только краткосрочной ликвидности. Сейчас, как известно, он может рефинансировать коммерческие банки только сроком до одного года. На мой взгляд, необходимо предоставить Центральному Банку возможность осуществлять рефинансирование банков на долгосрочной основе под залог надлежащего качества активов. Такими активами могут выступать облигации федерального займа, ценные бумаги голубых фишек, а также кредиты, выданные по акцептированным ЦБ стандартам и имеющие рейтинги соответствующего уровня. При этом необходимо повысить требования к рейтинговым агентствам и аудиторским компаниям за заключения и оценки, которые они выпускают и применяют, определяя качество деятельности организаций и банковских активов. Схема выглядит примерно так. Банк предоставляет кредиты заемщикам по соответствующим стандартам, формирует либо сам, либо с иными банками пул однородных кредитов и предоставляет их в качестве обеспечения Центральному Банку под необходимое рефинансирование. Пулы кредитов могут быть секьюритизированны, тогда обеспечением выступают ценные бумаги.

Международные резервы Российской Федерации превышают $500 млрд., примерно 47% резервов размещены в американские ценные бумаги. Около 4% в европейские инструменты под 0,1–0,2% годовых при инфляции 2% в США и 3% в Европе. То есть мы размещаем резервы с отрицательной доходностью, неся из-за этого существенные потери. Конечно, часть международных резервов мы должны размещать в супернадежные высоколиквидные и низкодоходные бумаги, используя их как подушку безопасности при кризисных ситуациях. Но для этого необходимо не более $300 млрд. Оставшиеся $215 млрд. вполне можно было бы использовать либо как гарантийный фонд под кредиты для наших предприятий, либо как прямой источник для кредитов на модернизацию отечественной экономики.

Конечно, необходимо поддержать решение о возможности рекапитализации банков за счет облигаций федерального займа, а также следует вернуться к практике предоставления банкам субординированных кредитов ВЭБом. Доступ к этому ресурсу должны иметь организации, соответствующие утвержденным критериям качества работы. При этом размер капитала не должен иметь определяющего значения.

Документы ВТО не предусматривают никаких ограничений для поддержки развития малого и среднего бизнеса. В России для этих целей создан банк поддержки малого и среднего бизнеса (МСП Банк). Он накопил позитивный опыт кредитования через региональные банки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе работающих в промышленности, АПК, строительстве. На инновационные и модернизационные проекты он выделяет ресурсы под ½ и ¾ ставки рефинансирования. Но у МСП Банка относительно низкая капитализация, поэтому его доля в общем объеме кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу крайне мала. Для того, чтобы обойти ограничения, предусмотренные в документах ВТО, можно в разы увеличить капитализацию МСП Банка и с его помощью поддержать предприятия реального сектора. Например, если МСП Банк будет иметь собственный капитал равный 100 млрд. рублей, то объем предоставленных с его помощью кредитов будет составлять не менее 500 млрд. рублей.

Для поддержки кредитования проектов в реальной экономике, необходимо принять пакет законов направленных на снижение рисков и активизацию проектного финансирования. В том числе, создающих возможность организации проектных компаний, которые, по аналогии с SPV при секьюритизации, продолжают жить и получать от реализации проекта доход для оплаты кредита, даже если обанкротится инициатор проекта.

Многие меры, направленные на активизацию кредитования экономики и снижения процентов по кредитам предусмотрены в Стратегии развития банковского сектора на период до 2015 года. Они предусматривают в том числе совершенствование залогового законодательства, снижение административной нагрузки на банки, оптимизацию объемов и содержания отчетности, которую банки предоставляют в регулирующие структуры, переход на электронное хранение архива и электронный документооборот и т.д. Все это позволит снизить риски и издержки кредитных организаций и соответственно устанавливать меньшие проценты при кредитовании.

В связи с этим важно ускорить принятие соответствующих законов, создав возможности для необходимой поддержки бизнеса и тем самым повысив его конкурентные возможности.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку