Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Кровеносная система экономики обескровлена

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Региональным банкам необходима ресурсная поддержка государства.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков,
депутат Госдумы России,
президент Ассоциации региональных банков России

На прошедшем в начале сентября в Сочи XIII международном форуме "Банки России – XXI век" участники говорили о том, что региональным банкам нужна ресурсная поддержка государства.

Этот тезис, очевидно, нуждается в некоей "расшифровке" - зачем, собственно, нужна такая поддержка, в чем ее смысл и польза не только и не столько для банков и банкиров, но и для экономики в целом.

Суть проблемы в том, что ранее основным источником фондирования для банков были заимствования на внешних рынках - относительно дешевые и стабильные.

Политическая ситуация привела к тому, что внешние рынки для России в настоящий момент закрыты. Более того, девальвация рубля и волатильность на валютном рынке делают невозможным масштабное использование валютных ресурсов для последующего кредитования бизнеса и населения в рублях.

В итоге банкинг, который часто сравнивают с кровеносной системой экономики, обескровлен.

Между тем потребности малого и среднего бизнеса в финансовых ресурсах, в доступных кредитах, по-прежнему высоки. Без кредитования и инвестирования невозможна реализация ни программ импортозамещения, ни развития производства – две задачи, особенно актуальные в условиях глобального падения цен на нефть.

Сама идеология ресурсной поддержки банковской отрасли со стороны государства не нова. Более того, в новейшей российской практике есть примеры весьма эффективного использования этого института. Подобная поддержка была оказана российским банкам в конце 2008 и в 2009 году, когда Центробанк оперативно расширил доступ отечественных банков к рефинансированию, а Минфин вывел на рынок размещение "казенных" депозитов.

Итог известен всем – российские банки пережили глобальный мировой кризис 2008-2009 года практически без потерь, с минимумом издержек даже на фоне самых оптимистических прогнозов. Мы избежали паники вкладчиков, банкранов, ни один россиянин не потерял в банках своих деньги, с рынка не ушел практически не один участник, процессы обслуживания бизнеса, кредитования не останавливались. 

Еще один пример – поддержка со стороны двух государственных институтов – АИЖК и МСП-банка. 

В первом случае благодаря ресурсам государственного Агентства ипотечного жилищного кредитования в России фактически с нуля удалось запустить механизм рефинансирования ипотеки. Это позволило банкам развить ипотечное кредитование, обеспечить относительно доступные процентные ставки по ипотеки, создать разнообразные программы кредитования покупки жилья, в том числе – в российских регионах. Можно сказать, что позитивные итоги такой ресурсной поддержки на себе почувствовали многие сотни тысяч россиян, благодаря ипотечным программ обретшие новое жилье.

Во втором случае удалось сформировать систему рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу – региональные банки обрели возможность получить доступ к фондированию и за счет этого масштабировать кредиты для предпринимателей.

Полагаю, что в сегодняшней экономической ситуации вновь как никогда актуально обеспечение ресурсной поддержки региональных банков со стороны государства – механизм, показавший свою эффективность в самых сложных финансовых обстоятельствах. 

TatCenter.ru, 21 сентября 2015 года

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку