Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Клиенты видят свою роль в устойчивом развитии региона, страны, мира

Долганов Александр Викторович

Долганов Александр Викторович

Заместитель председателя Правления ПАО КБ «Центр-инвест»

Соответствие передовым мировым практикам работы в модели ESG-банкинга предполагает и более развернутый формат корпоративной отчетности, и расширенные стандарты взаимодействия со стейкхолдерами. Александр Долганов, заместитель председателя правления банка «Центр-инвест», показал читателям «Б.О» новые реалии глазами визионера

— Александр, ранее мы неоднократно обсуждали с вашими коллегами на страницах «Б.О» тему ESG-банкинга — модели, по которой работает «Центр-инвест», а сегодня хотелось бы коснуться такого важного аспекта деятельности банка, как взаимодействие со стейкхолдерами, в частности — с инвесторами. Расскажите о практике работы в этом направлении.
— Для нашего банка взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами является ключевым элементом построения экосистемы. Политика открытости и прозрачности предполагает, что банк перманентно раскрывает информацию о своей деятельности публично, то есть для неограниченного круга лиц.
В «Отчете по устойчивому развитию» за 2019 год мы определили круг стейкхолдеров, к которым относятся акционеры и инвесторы, клиенты и партнеры, сотрудники банка, банковский регулятор, органы публичной власти, местные сообщества, множество НКО, в том числе профессиональные объединения, средства массовой информации. Такой широкий охват требует постоянной коммуникации, которая осуществляется в различных онлайн- и офлайн-форматах.
Понятно, что некоторые формы предусмотрены законодательно, однако ESG-ответственный банк существенно расширяет способы и глубину раскрытия информации в диалоге с заинтересованными сторонами. Также важный момент заключается в том, что в эти коммуникации в той или иной степени вовлечены практически все сотрудники «Центр-инвеста».
«G» ОПРЕДЕЛЯЕТ «E» И «S»
— Как в концепции экономики непрерывной трансформации формулируется стратегия банка и возникает понимание успешности ее реализации за отчетный период?
— Действующая трехлетняя стратегия, «ESG-диджитализации экосистемы Банка “Центр-инвест”» реализуется с 2019 года. Гибкость, фокус на цифровые сервисы, как и на финансовые продукты, ориентированные на устойчивое развитие регионов присутствия, позволяют комфортно справляться с турбулентностью в экономике и банку, и нашим партнерам.
Что касается бизнес-результатов, то они оказались весьма позитивными. Это доказывает, что ESG-банкинг не имеет противоречий между балансовой эффективностью и ориентированностью на решение экологических и социальных задач. 82% доходов банк получает за счет кредитования реального сектора экономики, направляя полученные доходы: населению (оплата процентов по депозитам) — 36%, партнерам и поставщикам — 23%, сотрудникам и государству — 19%, акционерам (дивиденды и развитие) — 22%.
— Какова специфика корпоративного управления в финансовой структуре, работающей на принципах устойчивого банкинга?
— Компонент «G» (corporate governance) в ESG-банкинге во многом определяет то, каким образом будут реализовываться компоненты «Е» (environmental) и «S» (social). Существуют нормативные требования обязательные для всех. Однако ESG-банкинг предполагает продвинутый уровень корпоративного управления, при котором банк следует рекомендациям национального регулятора, Базельского комитета, других международных организаций, формирующих то, что принято называть лучшей мировой практикой.
В нашем банке, например, первые внутренние документы по корпоративному управлению (кодексы и положения) готовились в начале 2000-х годов в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами (в частности, с EBRD и IFC). Практики развивались в результате диалогов с регулятором, аудитором, рейтинговыми агентствами, поэтому в отчетном году была получена высокая независимая оценка корпоративного управления банка. К специфике можно отнести, например, ответственность правления за реализацию ESG-принципов, что является частью KPI этого органа управления.
Другой пример касается соблюдения прав и свобод человека. Этот аспект, с одной стороны, находится под надзором совета директоров, а с другой стороны, в рамках операционного менеджмента функционирует секретарь по вопросам ESG, который оказывает помощь и консультирует сотрудников по вопросам дискриминаций и неэтичного поведения.
СТАНДАРТЫ БЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ
— Все отечественные банки публикуют информацию для инвесторов. Но отчетность, как и деятельность банка «Центр-инвест», учитывает стандарты Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (GRI). В чем основные различия между вашей и «традиционной» банковской отчетностью?
— Строго говоря, деятельность банка «Центр-инвест» базируется на ESG-принципах, а вот для раскрытия результатов нашей деятельности используются различные стандарты, в том числе международные — МСФО и GRI. Между ними нет, да и не может быть сущностных противоречий, так как они регулируют разные сферы.
В частности, отчетность по стандартам GRI является, во-первых, добровольной; во-вторых, затрагивает нефинансовые аспекты деятельности организации. Для заинтересованных сторон очень важно получать максимально полную информацию о банке, поэтому кроме традиционных финансовых метрик мы определяем существенные аспекты, связанные с нефинансовыми воздействиями банка. По итогам 2019 года соответствующая информация была представлена в «Отчете об устойчивом развитии».
— В каком формате происходит обсуждение положений годового отчета (то есть результатов деятельности) с инвесторами?
— Консультации со всеми участниками нашей экосистемы (и инвесторами, в частности) начинаются до выпуска годового отчета. Это необходимо для получения обратной связи относительно ожиданий заинтересованных сторон от банка. Например, прошлой осенью в рамках проводимых «дней ESG-инвестиций» на форсайт-сессии мы обсуждали с широким кругом заинтересованных сторон как промежуточные итоги работы 2019 года, так и круг вопросов для подготовки будущего отчета. В этом плане инвесторы проявляют особую активность, за что мы им благодарны.
— Насколько традиционна практика проведения «дней ESG-инвестиций»? Какие темы являются ключевыми для тех, кто инвестирует в ответственный банкинг?
— В таком формате встреча со стейкхолдерами проходила впервые в 2019 году. Активно обсуждались многие вопросы повестки устойчивого развития. Условно разделил бы их на блоки. Первый: ESG-продукты банка по кредитованию проектов энергоэффективности, развитию АПК и поддержке малого и среднего бизнеса. Второй: диджитализация клиентских сервисов и внутренних бизнес-процессов. Третий: мониторинг результатов деятельности банка в соответствии с целями устойчивого развития и национальными проектами.
Мы планируем не только повторить этот, безусловно, позитивный опыт, но и развивать форматы взаимодействия с заинтересованными сторонами. К сожалению, по объективным причинам очный формат диалога в этом году будет возможен с серьезными ограничениями. Кстати, вопрос оптимальных дистанционных способов взаимодействия сам по себе является предметом обсуждения со стейкхолдерами.
Добровольно, но обязательно
— Среди приоритетов международной организации Global Alliance for Banking on Values (GABV) для всех ее членов — кредитование реального сектора в объеме не менее 80%. Каковы ваши показатели?
— Членство в Альянсе действительно предполагает не только кооперацию финансовых институтов всего мира по проблемам устойчивого финансирования, но и определенные обязательства. Кредитный портфель банка «Центр-инвест» состоит из важных для Юга России частей: 34%, или более 30 млрд руб­лей, — ссуды для малого и среднего бизнеса, в том числе более 14 млрд рублей в секторе агробизнеса; 61%, или более 55 млрд рублей, — розничные кредиты, в том числе 36 млрд рублей ипотечных ссуд.
Мы с гордостью говорим о том, что опыт банка «Центр-инвест» вошел в копилку лучшей мировой практики социально ответственного банкинга. На годовом собрании членов GABV участники высоко оценили опыт банка по интеграции, учету и отчетности в своей работе по реализации целей устойчивого развития и национальных проектов.
На 1 октября 2020 года инвестиции банка «Центр-инвест» в решение глобальных целей составили 168,5 млрд рублей, в национальные проекты — 145,9 млрд рублей. Наиболее тесное переплетение в работе банка «Центр-инвест» связано с доступностью кредитования для населения, поддержкой сельского хозяйства, развитием малого бизнеса, продвижением здорового образа жизни, новых финансовых технологий и цифровой экономики.
Каждому вкладчику банк предоставляет информацию о его участии в финансировании целей устойчивого развития и национальных проектов. Эта информация также доступна на сайте www.centrinvest.ru. Наши клиенты наглядно видят свою роль в устойчивом развитии региона, страны, мира.
— Какие обязательства налагает на организацию подписание Принципов ответственной банковской деятельности ООН (UNEP FI) и Финансовой инициативы программы ООН по окружающей среде?
— Как следует из названия, банк обязуется соответствовать шести принципам ответственного банкинга, выполняя три последовательных шага: оценка собственных воздействий; постановка и выполнение целей по повышению позитивных и снижению негативных воздействий; публичное раскрытие прогресса в отношении каждого существенного вида воздействия.
Отсутствие позитивных изменений может привести к исключению из числа подписантов. Подписав эти принципы, банк открыто признает роль сектора финансовых услуг в обеспечении устойчивости нашей экономики и образа жизни и обязуется учитывать экологические и социальные аспекты в своей деятельности.
— Непростой 2020 год скоро станет частью истории. Насколько удалось реализовать заявленные идеи и цели? Какие задачи вы ставите перед собой на перспективу, в том числе на 2021 год?
— Непрерывная трансформация, реализация ESG-стратегии — наш глобальный план на ближайшее будущее. В вопросах устойчивого развития нет каких-то финальных показателей, даже Парижское соглашение в этом смысле является долгосрочным компромиссом. Поэтому мы находимся в непрерывном поиске новых решений для реализации целей устойчивого развития.
Быть лидерами и визионерами ESG-повестки среди финансовых организаций предполагает не только создание инклюзивных кредитных продуктов, но и участие в формировании нового менталитета у банкиров. Именно этому направлению посвящена наша работа в рамках проектной группы по ESG-банкингу на площадке Ассоциации банков России.
Что же касается отчетности об устойчивом развитии, то и здесь мы видим возможности для совершенствования наших практик по раскрытию информации. Команда банка нацелена на дальнейшее развитие лучших практик КСО и работает в тесном диалоге с заинтересованными сторонами за счет повышения эффективности и оптимизации процесса сбора достоверных данных, установления новых целей и детализации задач по уже имеющимся целям.
Текущий год показал, насколько важны экологическая ответственность, ответственность перед клиентами, сотрудниками и партнерами, а также прозрачные, понятные процедуры корпоративного управления, которые позволяют адекватно и своевременно реагировать на любые внешние вызовы, включая самые неожиданные. Тем важнее для нас развивать достигнутые успехи: увеличить объем инвестиций в реализацию целей устойчивого развития ООН, разместить новый выпуск зеленых облигаций, усилить взаимодействие со стейкхолдерами а также предложить новые, креативные идеи для решения экологических и социальных вопросов.
19.11.2020 Источник: Банковское обозрение

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку