Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Банкинг: итоги 2013 года

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Дорогие друзья, завершается 2013 год. Год вышел непростой для банковского сообщества, в том числе – из-за отзыва лицензий у довольно известных кредитных организаций, что очевидно повлияло на турбулентность на рынке.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков РоссииАнатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России

Банки начали закрывать лимиты межбанка друг на друга, и в результате некоторые кредитные организации, которые в принципе вполне устойчиво работали, оказались в трудной ситуации. Поэтому источником пополнения ликвидности для банков стал Центральный банк, и Центральный банк действительно включился в эту процедуру. С начала года он увеличил предоставление своих ресурсов для банков на 38%, причем за ноябрь, ставший довольно критическим месяцем, предоставление ресурсов ЦБ увеличилось на 12,4%. Это позволило банковской системе функционировать достаточно устойчиво. Кредиты юридическим лицам возросли за одиннадцать месяцев 2013 года более чем на 13%, и это более высокий темп, чем было в прошлом году. Правда, кредитование физлиц сокращается, но это, на мой взгляд, благоприятная картина, позитивная картина. Потому что были опасения, что быстрый рост потребительского кредитования приведет к формированию финансового пузыря, который рано или поздно должен был лопнуть.

Замораживание беззалогового кредитования делает ситуацию более устойчивой. Просрочка по кредитам тоже имеет тенденцию к уменьшению – была в целом по банковской системе в прошлом году 3,7%, сейчас – 3,6%. По всем показателям банковская система растет более быстрыми темпами, чем в целом экономика России. Поэтому, думаю, турбулентность мы преодолеем, и все будет нормально.

Однако, я считаю, что Центральный банк не должен затягивать с решительными действиями в отношении тех организаций, которые занимаются обналичкой денежных средств. Если бы все это произошло раньше, не случилось бы накапливания проблемы. Практика показывает: когда проблемы накапливаются, то и решительные действия регулятора проходят очень болезненно. Думаю, ЦБ извлек уроки, будет действовать аккуратно, но решительно.

В 2013 году были приняты очень важные для финансового рынка законы. Во-первых, закон, благодаря которому появился мегарегулятор в лице Центрального банка. Появился закон, по которому ЦБ имеет право применять мотивированное суждение при оценке крупных кредитных рисков. В конце года принят закон о неипотечной секьюритизации, который позволит нашим кредитным организациям превращать кредиты, предоставленные малому бизнесу, автокредиты, потребительские кредиты, в ценные бумаги. То есть – привлекать длинные ресурсы, закладывать эти бумаги в Центральном банке. Принят закон о потребительском кредите, который сделает эти операции более прозрачными, более понятными для заемщиков и вводит правовую определенность во взаимоотношениях банков и заемщиков. Уверен, благодаря этой определенности процент по кредиту будет падать, поскольку риски правовой неопределенности снижаются.

Но нам еще необходимо принять законы, ужесточающие ответственность собственников банков, членов советов директоров. Мы в первом чтении приняли закон об ответственности членов советов директоров хозяйственных обществ. Думаю, что в следующем году такой закон будет принят, и члены советов директоров будут нести в том числе и материальную ответственность за свои действия и решения. Президент России в своем послании парламенту говорил об ответственности за предоставление и ведение липовой отчетности. Я надеюсь, такие решения законодательно остановят тех, кто пытается уклониться от законопослушного пути в бизнесе.

Мы также собираемся изменить залоговое законодательство, которое дополнительно защитит наших кредиторов, в том числе банки, от недобросовестных залогодателей, от тех, кто выводит активы. Права залогодержателей будут расширены и, соответственно, уменьшатся риски, а значит, банки смогут снижать проценты при предоставлении соответствующего залога по кредитам. Напомню, что с 1 июля 2014 года начинает действовать регистрация налога движущего имущества, это тоже шаг вперед в деле снижения рисков, а значит, и возможного снижения процента по кредиту.

Мы ожидаем поступления в Государственную думу законопроекта о коллекторах, он давно обсуждался. В законе о потребкредитовании частично вопросы взаимоотношений клиентов и взыскателей долгов урегулированы, но все-таки необходимо принятие отдельного закона, который определит права, обязанности, ответственность коллекторских структур. Цель – исключить работу полукриминальных структур на этом рынке. Коллекторы в случае неправовых действий должны нести материальную, а иногда и уголовную ответственность. Министерство экономического развития работу над подготовкой такого документа активно ведет.

Наконец, законопроект о физическом банкротстве, который уже год обсуждается в Думе. Сейчас находится на финишной прямой. Думаю, что в весеннюю сессию парламента закон о банкротстве физического лица будет принят. При этом надо помнить, что это не кредитная индульгенция, а документ, определяющий обязанности физлица, ставшего банкротом, по определенной системе управлять своими финансами.

В целом, все способствует тому, чтобы наша банковская система и дальше развивалась вполне стабильно. Для этого есть все предпосылки, и я уверен, что 2014 год будет благоприятным и успешным для нашей банковской системы. Хотел бы пожелать всем удачи, стабильности, достатка, счастья. С новым годом!

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку