Кризис, связанный с пандемией COVID-19, изменит наш мир, как никакой другой. Очевидно, что экономические последствия будут в первую очередь качественными, а не количественными. Ведь к периодическим обвалам экономики мы привыкли, но образ жизни миллиардов людей так сильно не менялся очень давно.
Когда экономический рост возобновится, в повестку дня неизбежно вернутся угрозы ближайшего будущего. Одной из наиболее острых проблем остается загрязнение окружающей среды. Здесь важно вспомнить, как реализовывалась программа количественного смягчения ЕЦБ в 2016 г. По данным Corporate Europe Observatory, из корпоративных облигаций в первую очередь тогда приобретались бумаги компаний нефтяной, газовой и автомобильной промышленности. И сейчас все указывает на повторение такого сценария – Банк Англии включил крупнейшие нефтяные предприятия в список компаний, долги которых могут быть куплены в рамках нынешней программы. С учетом уже наметившегося снижения глобального спроса на нефть и параллельного прогресса возобновляемой энергетики стоит ли использовать старые инструменты, не пытаясь учиться на прошлых ошибках?
Отказаться вообще от помощи нефтегазовому сектору, металлургическим компаниям и авиаперевозчикам нельзя. Однако, предоставляя финансирование, необходимо стимулировать их снижать вредное воздействие на окружающую среду и соответствовать более жестким экологическим стандартам. Если этого не сделать, зависимость мировой экономики от ископаемого топлива останется прежней. Принятие же таких мер позволит как решать нынешние задачи, связанные с коронавирусом, так и не терять фокус на глобальных проблемах в целом.
Альтернативными инструментами ответственного инвестирования и построения безопасного и устойчивого будущего могут быть зеленые облигации. От обычных они отличаются целью привлечения средств – могут выпускаться исключительно для финансирования проектов, связанных с улучшением и сохранением окружающей среды. В первую очередь с помощью зеленых бондов финансируются предприятия альтернативной энергетики, и в нынешней ситуации это делает такие активы защитными. Недавние шоки сильнее всего ударили по секторам экономики, которые практически не относятся к зеленому сектору. Он не включает в себя авиаперевозчиков или компании, связанные с ископаемым топливом, которые пострадали из-за пандемии и резкого падения цен на нефть.
Именно поэтому такие бонды чувствуют себя относительно неплохо: на пике распродаж 20 марта индекс зеленых облигаций Bloomberg Barclays U.S. Green Bond потерял всего 5%, тогда как глобальный корпоративный индекс Bloomberg Barclays U.S. Corporate Total Return Value Unhedged USD просел на 11% по сравнению с началом года. Впоследствии зеленый индекс также оказался выше: по данным на 17 мая, он вырос на 2,62% к началу года, а глобальный индекс – на 0,73%.
Зеленые компании, как правило, лучше подготовлены к работе в условиях неопределенности и более сфокусированы на будущем. При этом многие инвесторы считают: если средства используются для экологического проекта, выше вероятность того, что заемщик будет лучше ими управлять. Компании, выпускающие зеленые облигации, зачастую эффективнее справляются с изменениями и в целом более гибкие. Это указывает на то, что во время различных стрессов на рынках волатильность таких облигаций ниже, чем неэкологичных. Более того, в перспективе они могут даже выиграть от пандемии.
Согласно отчету Moody's Analytics в 2019 г. банки выпустили $121,8 млрд в виде зеленых и социальных облигаций, что на 41% больше, чем годом ранее. Финансирование банками проектов, связанных с устойчивым развитием и защитой окружающей среды, постоянно растет. По прогнозам Moody's, общий объем выпуска таких облигаций в 2020 г. может превысить $400 млрд. Это показывает растущую роль банков в переходе к низкоуглеродной экономике и распределении капитала из углеводородной экономики в зеленую.
По оценке Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), выпуск зеленых бондов по итогам 2019 г. составил менее 1% совокупных глобальных выпусков облигаций. Впервые такие бумаги были выпущены лишь в 2007 г. и до сих пор остаются новым инструментом. Этот рынок все еще формируется, и, чтобы инвесторы привыкли к нему, необходимо время. Такие бонды могут стать для них отличным шансом внести свой вклад в позитивные изменения, не жертвуя доходностью. Мы уже можем наблюдать за ростом интереса различных групп инвесторов к социальным и экологическим проектам. Вместе с ростом финансовой грамотности становится заметным запрос общества на правильное, полезное финансирование, когда личный доход рассматривается также в контексте создания общественной пользы и решения глобальных проблем.
Для роста зеленого рынка необходима совместная работа политиков, регуляторов, разработчиков стандартов, банков и инвесторов. Но изменить отношение к ответственному финансированию следует уже сейчас. С каждым годом задачи глобальной перестройки экономики и борьбы с изменением климата становятся более очевидными, но и заметно усложняются. Россия в зеленом финансировании пока еще только в начале пути, но у нас есть уникальная возможность наблюдать за тем, что происходит в развитых экономиках, и использовать весь их позитивный опыт.
В России зеленые размещения пока редки, но в перспективе нескольких лет емкость рынка может значительно вырасти. В прошлом году эта тема стала одной из ключевых, и на фоне изменения климата она все сильнее овладевает умами. Недавно мы организовывали выпуск зеленых облигаций и наблюдали большой интерес рынка к этой теме. Первые шаги сделаны, заключены первые публичные сделки, но вместе с этим приходит осознание, что чем дольше откладывается активное развитие зеленого финансирования, тем бóльшие затраты придется нести позднее. И тем выше для всех нас будут социальные и экономические риски, связанные с экологией.
7 июля 2020 года