Деловая активность в секторе малого и среднего бизнеса России снижалась со второго полугодия 2018-го до конца прошлого года, по данным индекса RSBI «ОПОРА РОССИИ»: он достиг минимальных значений за последние пять лет к началу 2019 года. В первом квартале 2019 года индекс немного вырос — до 52,0 пункта против 47,1 пункта в четвертом квартале 2018 года. Негативно на деловой активности малого бизнеса сказались повышение НДС и административных издержек, падение реальных доходов населения, снижение рентабельности в ряде сегментов в связи с усилением конкуренции с крупными компаниями.
В условиях стагнации спроса и ограниченности внутреннего рынка некоторые российские малые и средние предприниматели пытаются выходить на международный рынок. Для компаний-экспортеров основные препятствия в работе на зарубежных рынках создают неуверенность в собственных силах при продвижении своего продукта в новых, незнакомых юрисдикциях, незнание специфики зарубежных рынков и законов, инновационные компании переживают относительно защищенности своих интеллектуальных активов.
По итогам 2017 года доля экспортеров — субъектов МСП, включая ИП, в общем объеме несырьевого экспорта составила 8,6%. Это значение утверждено как базовое в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Целевой показатель — 10% к концу 2024 года, при этом ожидается, что количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке центров поддержки экспорта, увеличится с 3,5 тыс. в 2019 году до 15,4 тыс. в 2024-м.
По итогам 2019 года можно ожидать прироста объемов кредитования МСП свыше 10%; объем выдач превысит 7,5 трлн рублей.
Минэкономразвития РФ запустило «Единый портал внешнеэкономической информации», ведется работа над созданием «единого окна» для экспортно-импортных операций в рамках «майских» указов Президента РФ. 2 августа 2019 года подписан Федеральный закон № 293-ФЗ, наделяющий Российский экспортный центр полномочиями контролировать региональные центры поддержки экспорта МСП. Это даст возможность развивать систему поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий и предоставлять государственную поддержку МСП-экспортерам. К концу 2021 года в 85 субъектах РФ будет осуществляться поддержка экспорта субъектов МСП за счет центров поддержки экспорта и специалистов, обладающих компетенциями по консультационной поддержке экспортеров.
Цель этих структур — помощь экспортоориентированным (или собирающимся стать таковыми) МСП. Обычно набор услуг таких организаций включает информационно-консультационную помощь и содействие предпринимателям в вопросах продвижения товаров, в организации участия в международных выставках и привлечении покупателей. Кроме того, экспортеры могут обратиться за оценкой рыночной конъюнктуры конкретного зарубежного рынка, рекомендациями по подготовке маркетинговой концепции, для них могут перевести необходимые материалы на иностранные языки. Организована поддержка также в сфере медиа и PR: от создания профиля компании в социальных сетях и сайта до помощи в выходе на мировую аудиторию. Во многих регионах с предпринимателями регулярно проводят образовательные семинары по темам ВЭД, налоговым вопросам, по сертификации, маркетингу. Предпринимателям-экспортерам предоставляются льготные займы и финансовая помощь для компенсации расходов на продвижение товаров и услуг, участие в выставках (или их проведение), конференциях, на сертификацию, получение патентов и свидетельств на свою продукцию и расходы на транспортировку.
Малый бизнес в сфере экспорта, безусловно, ориентируется на несырьевой сегмент и соответствующие услуги — в сырьевых отраслях основными экспортерами являются крупнейшие компании. Технологичный малый бизнес может вырасти именно за счет экспорта, поскольку зачастую внутренний рынок просто не в состоянии обеспечить ему адекватный спрос. Значительные шаги в области финансовой помощи экспортерам предпринимает Москва, доля которой в экспорте услуг среди всех регионов близка к 60%. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы запустил специальные субсидии экспортерам на участие в выставках, для сертификации и транспортировки. Кроме того, в столице действуют программы льготных займов до 5% годовых, гарантийной поддержки, покрывающей до 70% суммы банковских кредитов, гарантий и даже льготных займов. Для выхода на зарубежные рынки предприятиям часто необходимы кредиты на пополнение оборотных средств, на закупку дополнительного оборудования; при этом у них не хватает обеспечения по кредитам для банков. Решить проблему призваны инструменты Национальной гарантийной системы, в рамках которой в 2019 году должно быть выдано МСП гарантий и поручительств на 117 млрд рублей — совокупно Корпорацией МСП, МСП-банком и региональными гарантийными фондами. Так, в столице уже в первом полугодии 2019 года под поручительства Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы банки предоставили МСП финансирование почти на 10 млрд рублей.
Однако даже в условиях расширения программ поддержки получить доступ к заемным средствам удается единицам МСП из-за текущего финансового состояния. Выдача им кредита возможна только при формировании значительного резерва, на основании регулятивных требований ЦБ, а возможность предоставления обеспечения, за счет которого резерв может быть снижен, отсутствует. Мерами, способствующими росту кредитования МСП, по мнению участников рынка, могут стать: изменение требований регулирования банковского сектора, развитие альтернативных форм финансирования малого бизнеса, таких как лизинг, факторинг, микрофинансирование, а также смягчение требований для вхождения в программы господдержки. По итогам 2019 года можно ожидать прироста объемов кредитования МСП свыше 10%; объем выдач превысит 7,5 трлн рублей. При этом в общем кредитном портфеле в этом сегменте будет расти доля финансирования производственных предприятий, в том числе ориентированных на несырьевой экспорт. Возможно, это станет одним из драйверов роста ВВП и структурных изменений в российской экономике.
15.08.2019 / Банковское обозрение