Мы проводили много встреч на разных площадках с представителями ритейла, чтобы объяснить структуру сервисов и бизнес-моделей банков-эквайеров.
Комиссия за эквайринг фондирует программы лояльности кредитных организаций – бесплатное годовое обслуживание, СМС-информирование, выпуск дополнительных карт. За счет эквайринговых комиссий фондировались программы для торгово-сервисных предприятий – приобретение POS-терминалов, их обслуживание, обновление программного обеспечения.
При законодательном ограничении эквайринговых комиссий эти затраты будут переложены на торгово-сервисное предприятие (ТСП). Для более чем 70% ТСП в сфере розничной торговли это будет означать, что они сами будут покупать и обслуживать оборудование или вынуждены будут уйти в наличные расчеты. Это будет существенный удар по МСП: его расходы на прием безналичных платежей в год увеличатся минимум на 3–5%, без учета инвестиций на внедрение новых технологий оплаты, которые в данный момент также предоставляются банками.
Таким образом, от снижения эквайринговых комиссий в результате выиграют крупные торговые сети, которые уже сейчас имеют условия существенно ниже среднерыночных. Фактически, это даст им дополнительное конкурентное преимущество и позволит еще сильнее монополизировать рынок, выдавливая с него игроков из сегмента МСП.
Свои бизнес-модели банки выстраивают по запросу клиентов, как физических, так и юридических лиц. Административный запрет или снижение эквайринговых комиссий не снизит цены для конечного потребителя. В 2020 году для поддержки ТСП и в первую очередь малого и среднего бизнеса было введено ограничение эквайринговой комиссии в сфере онлайн-торговли и медицинских услуг. Итоговая статистика применения этой меры показала, что снижения цен для конечного потребителя не произошло, а де-факто увеличилась прибыль предприятий онлайн-торговли.
Ассоциация банков России последовательно предлагает в качестве мер по снижению затрат на эквайринг для ТСП, включая малый и средний бизнес, активнее внедрять Систему быстрых платежей Банка России (СБП). Принципы работы СБП значительно отличаются от принципов работы классических платежных систем, что позволяет существенно сократить затраты на прием безналичных платежей, но даже при этом тарифы для бизнеса в системе быстрых платежей составляют 0,4–0,7%. Достижение аналогичных значений в классическом эквайринге при сохранении действующих правил работы технологически невозможно.