Комитет Ассоциации банков России по МСБ представил итоги исследования «Цифровые технологии для малого бизнеса»

12/04/19 14:12
Комитет Ассоциации банков России по МСБ представил итоги исследования «Цифровые технологии для малого бизнеса»

Комитет Ассоциации банков России по малому и среднему бизнесу провел опрос «Цифровые технологи для малого бизнеса», участие в котором приняли более половины членов комитета.

Результаты анкетирования показали: банки-лидеры цифровизации для МСБ не только используют большие бюджеты, но и активно трансформируют свои бизнес-модели, взаимодействуют с участниками рынка, смелее отдают на аутсорсинг решение отдельных задач, внедряют методы анализа больших данных и искусственного интеллекта, используют ИТ для обучения и нефинансовых услуг МСБ.

Небольшие банки не так громко, как лидеры, но уверенно реализуют программы цифровизации в работе с МСБ. При этом они используют преимущества, связанные с более низкими затратами и рисками при внедрении уже апробированных технологий, а также свою близость к клиенту («последней мили» цифровизации), делают более доступной цифровизацию финансовых услуг для МСБ.

Среди банков – участников опроса:

- 15% имеют базовую лицензию;

- 23% располагают широкой филиальной сетью (более 100 филиалов и допофисов), но более 54% уже работают 30-ю офисами);

- 29% уже обслуживают клиентов в режиме онлайн.

Половина банков рассматривает цифровизацию как трансформацию бизнес-модели на основе цифровых технологий, треть занимают более прагматичную позицию и ограничиваются автоматизацией бизнес-процессов, 18% связывают цифровизацию с принятием решений на основе анализа большого количества данных. 

Затраты на диджитализацию операций для МСБ у 31% банков («энтузиастов цифровизации») составляют более 20% непроцентных расходов, а 46% банков («прагматиков») выделяют на эти цели менее 10% расходов.

Уже сегодня практически все банки активно используют цифровые технологии для рассчетно-кассового обслуживания (в рублях и валюте), валютного контроля; почти 80% банков предоставляют услуги мобильного банкинга, просмотр выписок по карте; две трети банков обслуживают клиентов по картам, предоставляют услуги онлайн по вкладам, чуть менее половины – принимают заявки по кредитам онлайн. Среди приоритетов цифровизации – развитие мобильного банкинга, антифрод, расширение ассортимента и повышение качества услуг по РКО в рублях, пластиковым картам, использование цифровой подписи, предоставление справок и выписок. Менее приоритетными являются цифровизация операций по закрытию счета, валютному контрою и РКО в валюте.

Дополнительным приоритетным направлением цифровизации для МСБ у банков являются развитие сервисов для операций с ценными бумагами, привлечения инвестиций, облачной телефонии. Из приоритетов будущего для клиентов МСБ уже сегодня 77% банков предоставляют услуги прямого доступа на биржу для валютных операций, 62% предлагают функциональный справочник контрагентов, 50% используют шаблоны документов, автозаполнение платежных поручений с помощью мобильных приложений. Банки уже работают с МСБ по внедрению сервисов  регистрации заявок, выдачи гарантий, электронному документообороту, отчетности госорганам, информируют клиента об изменении законодательства, предоставляют услуги бухгалтерского учета.

Банки используют технологии самообслуживания для самоинкассации, более скромным является применение самообслуживания при получении выписок и мобильных приложений. Более половины банков используют готовые решения для мобильных приложений, остальные участники рынка либо не используют такие приложения, либо занимаются собственными разработками.

Дополнительные электронные услуги для МСБ: уже сегодня 70% банков принимают электронные заявки на открытие расчётного счета, 62% – на получение пластиковой карты, 54% – на подключение ДБО, 46% – на выдачу кредита.

Банки оказывают электронные нефинансовые услуги для МСБ по поиску контрагентов (77%), консультированию по внешне-экономической деятельности (46%), бизнес-планированию (23%), юридической помощи (23%), а также различным направлениям бизнес-обучения и налогообложения (по 15%).

Все банки активно используют средства информационной безопасности при оказании услуг для МСБ разных производителей.

В управлении рисками МСБ все банки используют внешние данные информационных агентств, БКИ, проводят анализ транзакций, 50% банков уже взаимодействует с операторами фискальных данных, почти 40% проводят поведенческий анализ, 15%  работают с операторами мобильных сетей.

Практически все банки используют для обслуживания МСБ интернет, мобильный банкинг, сайты, банкоматы, терминалы, контакт-центры. Почти треть банков обслуживают МСБ с помощью маркетплейсов, мессенджеров и социальных сетей. Для продвижения услуг МСБ банки активно используют системы банк-клиент (100%), сайты (100%), рассылки сообщений электронной почты (85%) и СМС (77%), тематическую рекламу в социальных сетях и электронных СМИ (69%), специальные уведомления (38%), маркетплейсы и мессенджеры (по 31%).

Среди социальных медиа для продвижения услуг МСБ банки достаточно активно используют Instagram (54%), Вконтакте и  Facebook (46%), в меньшей степени   – Twitter, Одноклассники и другие сети.

Факторы, которые тормозят переход с «бумажного РКО» на ДБО: соображения безопасности, ИТ – грамотность клиентов, отсутствие финансовых стимулов  не играют существенной роли (менее 5 балов из 10).

У большинства банков серьезные планы по использованию BigData и искусственного интеллекта(AI), в том числе в кредитном скоринге, кросс-продажах, использованию агрегированных данных  (69% опрошенных банков), идентификации (54%), анализу антифрода (46%), управления терминалами (31%), использованию чат-ботов (23%) и работе клиентских менеджеров (15%).

Банки активно развивают электронное сотрудничество с партнёрами: БКИ (100%), органами власти (65%), системой межведомственного электронного взаимодействия (69%), операторами связи (46%), фискальных данных (38%), финтех стартапами (31%), маркетплейсами (23%). Каналы цифровизации услуг МСБ банки развивают самостоятельно (100%), с помощью аутсорсинга (77%), участвуют в проектных командах платежных систем (38%), Банка России (23%), операторов связи (15%).

Среди каналов продаж к 2024 году значимость банковских офисов сократится  с нынешних 49% до 29%, одновременно вырастет роль ДБО (с 12% до 17%), мобильного банкинга (с 10% до 13%), маркетплейсов (с 4% до 11%), социальных сетей и мессенджеров. Уже сейчас треть кредитных заявок МСБ направляют в режиме онлайн, к 2024 году доля таких заявок вырастет до 54%.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER