Олег Иванов отметил, что за последние 15 лет в России созданы основные элементы национальной платформы секьюритизации - рейтинговые агентства, бухгалтерские компании, биржевая инфраструктура, связанная с оборотом ценных бумаг, управляющие и аудиторские компании.
В то же время, последние события показали, что некоторые элементы структуры нуждаются в совершенствовании. Ядром сделки секьюритизации является создание так называемой «сиротской компании» (orphan company), задача которой - максимально удовлетворить интересы кредиторов – владельцев облигаций, поэтому учредители «сиротской компании» не имеют никаких полномочий по ее управлению.
При этом, внутри российского корпоративного права возможности по созданию таких «сиротских» компаний ограничены. До сих пор в некоторых частных сделках такими учредителями выступали фонды - некоммерческие организации, но большая часть сделок зарегистрирована в таком режиме, что учредителями сделок выступают международные юридические лица, так называемые «штифитинги» или фонды по голландскому праву.
Голландское право дает полную юридическую гарантию того, что учредители никогда не вмешаются в деятельность нашего ипотечного агента или специализированного финансового общества. Они юридически не имеют право предпринять действия по ликвидации, банкротству, изменению устава до тех пор, пока облигации не будут погашены.
По мнению Олега Иванова, в ситуации, когда российским компаниям угрожают санкции, необходимо создать максимальные юридические гарантии для владельцев облигаций внутри страны.
Для этого, на его взгляд, необходимо:
- законодательно закрепить механизм создания «сиротских компаний»;
- предусмотреть в структуре сделок для санкционных оригинаторов управляющую национальную компанию, которая могла бы объединить усилия действующих на российском рынке институтов развития;
- принять положение о регулировании рисков секьюритизации, в котором были бы имплементированы положения Базеля III;
- принять информационный стандарт базы данных сделок секьюритизации, чтобы обезличенная информация о портфеле кредитов была доступна инвесторам, и они сами могли оценить качество сделок.
«Мы должны научится делать сделки секьюритизации внутри страны без использования иностранных юрлиц, и тут есть над чем поработать. На площадке комитета Ассоциации банков России мы ведем работу по совершенствованию законодательства, чтобы у нас в итоге сложилась национальная платформа секьюритизации», - подчеркнул Олег Иванов.