На фоне неустойчивого роста глобальной экономики (+3,9% в год), восстановительного роста российской экономики (+1,5-2% в год), регионы присутствия банка демонстрируют более высокие темпы роста (3-4% в год) и успешную антикризисную динамику (производство растет быстрее, а цены производителей — медленнее средних значений по стране). Антикризисная динамика — результат конкурентных преимуществ регионов присутствия банка «Центр-инвест»: геополитическое положение, климат, дифференцированная экономика, традиции предпринимательства, преимущества в отставании (снижение рисков и издержек инноваций), креативные решения локальных проблем для последующего тиражирования.
Драйвером роста экосистемы банка станут инновационные решения в условиях трансформаций для населения, малого бизнеса с акцентом на новое поколение предпринимателей. ESG (Environmental, Social, Governance) — банкинг ориентирован не на спекулятивную прибыль, а на долгосрочное развитие в интересах нынешнего и будущих поколений клиентов, инвесторов, сотрудников, партнеров, регуляторов.
«Диджитализация позволяет с помощью количественных оценок учесть больше факторов, альтернатив, рисков, стандартизировать лучшую практику для тиражирования в экосистеме банка. Эмерджентный эффект ESG — диджитализации заключается в стандартизации, автоматизации и тиражировании решений ESG — банкинга и повышении доступности финансовых технологий», — говорит В.В. Высоков, председатель Совета директор банка «Центр-инвест», д.э.н., профессор.
Финансовые показатели Стратегии рассчитаны на основе рекуррентной модели с учетом рисков и требований российских, международных стандартов, международных соглашений и отчетности на основе ESG — принципов. Выбранный вариант обеспечивает сбалансированность активов, пассивов, ликвидность, риски и рентабельность работы банка, а также позитивное воздействие на доходы населения (34% доходов банка), партнеров и поставщиков (17% доходов), сотрудников и государства (20%), акционеров (29%). Стратегия обеспечивает воспроизводство финансового, производственного, интеллектуального, человеческого и социального капитала банка, а также природных ресурсов на горизонте 2019-2021 гг., и учитывает состояние, риски и готовность к новым вызовам за пределами этого периода. Стресс-тестирование стратегии показало готовность банка «Центр-инвест» быть в тренде, в авангарде и в полной готовности.
Диджитализация экосистемы банка «Центр-инвест» охватывает операционную систему, отношения с регулятором, госорганами, и клиентами. По каждому из этих направлений банк обеспечивает базовые требования безопасности и данных и платежей, лидерство во внедрении новых программ и платформ (коинновационный партнер SAP, BPM Online), участие в пилотных проектах государственных сервисов и маркетплейсов, внедряет лучшую практику работы с большими данными и моделями искусственного интеллекта.
«В ближайшие 2-3 года банку в первую очередь нужны структурные перемены и диджитализация розничных продуктов и сервисов для малого бизнеса на фоне устойчивого роста ключевых финансовых показателей. Сегодня мы получаем 75% кредитных заявок от населения онлайн, 95% клиентов-юридических лиц пользуются нашей системой «Клиент-Банк». В рамках реализации новой стратегии мы хотим довести эти показатели практически до 100%», — комментирует Юрий Богданов, директор по инновациям банка.
Банк активно и успешно участвует в пилотных проектах по развитию интерфейсов взаимодействия с Банком России (личный кабинет, маркетплейс, залоговые активы и т.д.); Пенсионным фондом России (данные для оценки рисков кредитоспособности), Национальной системой платежных карт (Mir Accept, MirPay, данные о покупках), обеспечивает интеграцию с государственными сервисами и Системой межведомственного электронного взаимодействия (фискальные данные, электронная отчётность). Перечисленные направления диджитализации обеспечивают более уверенное и эффективное взаимодействие с клиентами.
Для населения банк участвует в проекте Маркетплэйс Банка России, внедрил мобильный банкинг для Android и iOS, развивает хаб для кредитных заявок онлайн, внедряет виртуальную ипотеку в офисах, прескоринговое кредитование в дистанционных сервисах, участвует в идентификации клиентов через портал Госуслуги, запускает систему биометрической идентификации клиентов, тиражирует внедрение нефинансовых сервисов на картах «Мир» (кампусные, школьные, транспортные карты и другие платежные форм-факторы), развивает диджитализацию каналов продаж.
Для предпринимателей банк внедряет анализ кассовых чеков (пилотный проект с НСПК «Мир»), самоинкассацию в банкоматах, интернет и мобильный банкинг с многоуровневым антифродом (SafeTouch) для защиты от удаленных атак, эквайринговый кабинет для торгово-сервисных предприятий.
Стратегия банка «Центр-инвест» работает уже сегодня. В частности, образовательные проекты банка («Предпринимательский всеобуч», «Умная стипендия», Центры финансовой грамотности населения, конкурсы стратегий «Я и Мир в 2030»), нефинансовые услуги (обучение, консалтинг, наставничество), кредитование молодежного, женского, социального предпринимательства, энергоэффективности и инфраструктуры ЖКХ (21 000 проектов; 17,8 млрд руб).
Сотрудничество с вузами и международными организациями позволяют систематизировать эту работу в формате Акселератора, который призван мультиплицировать накопленный опыт. Это не место, а функционал, реализуемый вместе с клиентами и партнёрами, и это не единичный проект, а креативная среда в экономике трансформаций.
Банк «Центр-инвест» первым вышел на международный рынок социальных инвестиций: в 2017 году швейцарский фонд ResponsAbility Investments AG стал акционером банка; занял 17 позицию из 76 в рэнкинге Vigeo Eiris среди банков Европы; подтвердил международный рейтинг Moody’s Investors Service Ba3 (stable); получил кредитный рейтинг по национальной шкале АКРА А(RU) прогноз стабильный.
Более 25 лет работы на российском финансовом рынке подтвердили жизнеспособность бизнес-модели банка: «Центр-инвест»: WAS, IS AND WILL BE THE BEST!». Это не рекламный слоган, а реальная работа в лучших регионах, с лучшими акционерами и партнерами (международными институтами развития и банками), с лучшими клиентами, лучшим персоналом и лучшими молодыми предпринимателями, которых «выращивает» банк. Все эти результаты позволяют закрепить позиции банка «Центр-инвест» на глобальном рынке социальных инвестиций.