Структурная трансформация экономики сопряжена со значительными рисками, связанными с неопределенностью рыночной конъюнктуры, технологическими изменениями, регуляторными новациями. Инвесторы, особенно частные, из-за таких высоких рисков нередко воздерживаются от вложений в проекты структурной перестройки.
Существующие на рынке финансовые инструменты и механизмы не всегда в полной мере отвечают потребностям структурной трансформации экономики. Необходима разработка новых, более гибких и адаптивных финансовых продуктов, а также масштабирование инструментов, доказавших свою эффективность, например, инфраструктурные облигации.
Для преодоления провалов рынка в финансировании структурных сдвигов требуется активная роль государства в виде налоговых стимулов, субсидий, государственных гарантий и других мер. Необходимо выдержать баланс между условиями бюджетной недостаточности и потребностями экономики.
Правительством и игроками рынка за несколько лет удалось достичь значительных результатов в трансформации подходов к финансированию структурной перестройки.
1. Расширение инструментов государственной поддержки. Были введены налоговые льготы, субсидии, гарантии и другие меры для стимулирования инвестиций в проекты модернизации и технологического развития.
2. Развитие институтов развития. На базе институтов развития реализуются меры поддержки по различным направлениям (инфраструктура, ИТ, туризм, социальный блок) предоставляется долгосрочное, в том числе, льготное финансирование, гарантии и консультационную поддержку инвестиционным проектам.
3. Активизация использования проектного и венчурного финансирования. Получили распространение новые финансовые инструменты, ориентированные на поддержку инновационных и высоко рисковых проектов.
Однако, остаются незакрытыми некоторые аспекты государственной поддержки, вовлечения рыночных инвесторов. Что необходимо сделать в ближайшие 2-3 года:
1. Стимулировать участие частного капитала. Создать дополнительные механизмы, снижающие риски для частных инвесторов, и повысить их заинтересованность в проектах структурной трансформации.
2. Совершенствовать нормативно-правовую базу. Адаптировать законодательство для более эффективного использования новых финансовых инструментов и схем.
3. Повысить доступность долгосрочного капитала. Развивать институты долгосрочного инвестирования, таких как пенсионные и страховые фонды.
4. Усилить координацию действий государства, финансовых институтов и реального сектора экономики.
Реализация комплекса таких мер позволит существенно улучшить финансовое обеспечение структурной трансформации экономики в среднесрочной перспективе.