Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

ВТО и финансовый рынок России: на каких условиях вступаем?

Мурычев Александр Васильевич

Мурычев Александр Васильевич

Восемнадцатилетний переговорный процесс по согласованию условий вступления России в ВТО завершается. После предусмотренных процедур ратификации соглашения Россия вступает в ВТО. Это может произойти летом 2012 года, если вновь не вмешается в этот процесс политика.

Александр Мурычев, вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России, председатель совета директоров Национального платежного советаАлександр Мурычев, вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России

Без сомнения, это событие, которое привнесет в нашу экономическую жизнь огромное количество новаций, правил и регламентов международного сотрудничества, которым надлежит следовать всем участникам внешнеэкономической деятельности. Понятно, что предстоит большая работа по уточнению российского законодательства с учетом принятых на себя международных обязательств, в том числе в вопросах экспорта и импорта, создания равных условий для участников международной торговли при проведении антимонопольной политики, ценообразования, тарифной, таможенной политики, включая деятельность Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Банковское сообщество в этом контексте интересует вопрос: как и в чем вступление России в ВТО отразится на финансовой индустрии?

В области торговли финансовыми услугами после длительных переговоров и согласований, в том числе с банковским сообществом России, найдены решения, удовлетворяющие в основном обе стороны: ВТО и финансово-банковский рынок. Стороны договорились применять одинаковые требования в отношении уставного капитала для всех банков, включая государственные и частные, банки с иностранным капиталом. Требования по капиталу не будут применяться в дальнейшем на дискриминационной основе. Что касается иностранных инвестиций в банковский сектор и их пределов – этот коэффициент не должен превышать 50%, рассчитываемый по формуле: числитель состоит из общего количества иностранных инвестиций в доле уставного капитала всех банков России, за исключением тех, которые  сделаны до 1 января 2007 года,  были приватизированы после присоединения России к ВТО. Знаменатель состоит из суммированной стоимости общего уставного капитала банков (включая все иностранные инвестиции, сделанные до 1 января 2007 года, все иностранные инвестиции, вложенные после 1 января 2007 года).

Ежегодно в январе этот коэффициент будет рассчитываться и опубликовываться для экспертного сообщества.

Российская сторона также подтвердила, что регуляторы финансового рынка не вправе применять меры, которые бы, к примеру: не допускали увеличения капитала банков, получающих иностранные инвестиции; препятствовали развитию бизнеса этих банков, в том числе открытию внутренних филиалов в регионах России.

При этом достигнуто принципиальное для России положение, касающееся права Банка России предпринимать меры в случае, если иностранные инвестиции в российский банковский сектор превысят  коэффициент 50%. Банк России имеет право:

  1. Прекратить выдачу разрешения на новые зарубежные инвестиции.
  2. Ввести временный запрет на увеличение уставного капитала действующих банков за счет иностранных инвестиций.
  3. Ввести временный запрет на продажу акций банков нерезидентам.

Напомню, что до настоящего времени этот показатель максимально не превышал 30% коэффициента. И здесь большой обеспокоенности у банковского сообщества на перспективу нет. В настоящее время уже многие ведущие банки мира имеют свои дочерние предприятия в России, и ожидать при этом масштабный приход иностранных банков в Россию после вступления в ВТО не имеет оснований.

Согласовано важное положение, касающееся природы происхождения капитала, направленного на увеличение уставного капитала российских банков. Увеличение уставного капитала банков и страховых компаний России, получающих иностранные инвестиции за счет прибыли, полученной в России, или прибыли, возвращенной в Россию из-за рубежа, будет считаться внутренними инвестициями и будет включаться в знаменатель при расчете соответствующих  коэффициентов. Кроме того, все инвестиции, сделанные российскими юридическими лицами, финансируемыми из-за рубежа, в дочерние компании, будут считаться внутренними, а не иностранными инвестициями.

Практически аналогичные достигнутые согласования касаются и страхового сектора. Различия касаются открытия прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний.

В отношении банковского сектора в среднесрочной перспективе  открытие прямых филиалов иностранных банков представляется нецелесообразным. Исключением может быть доступ на российский рынок прямых филиалов иностранных банков (компаний), являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Однако это обязательство может быть рассмотрено в контексте будущих переговоров о вступлении  России в ОЭСР или в рамках последующих с ВТО.

На страховой рынок в полном объеме могут прийти прямые филиалы иностранных страховых (перестраховочных) компаний по истечении девяти лет с даты присоединения России к ВТО.

Таким образом, все условия по вступлению России в ВТО согласованы, и их уже невозможно изменить. Цена вопроса – интегрирование Российской экономики в международное сообщество. Считаю, что финансово-банковский сектор уже во многом функционирует по законам и правилам международного финансового сообщества, и каких-то болезненных процессов адаптации к условиям ВТО, вполне очевидно, не ожидается.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку