Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Совет по финансовому регулированию и ДКП

В основе разрешительной и запретительной моделей обращения криптовалют лежит вопрос обращения взыскания на виртуальные валюты

Козлачков Анатолий Анатольевич

Козлачков Анатолий Анатольевич

Вице-президент Ассоциации банков России

В настоящий момент в поле общественных интересов вернулась тема обращения криптовалют. В январе 2022 года Банком России был опубликован доклад для общественных консультаций о криптовалютах. 

Основной его мыслью, была уже не раз озвученная регулятором идея о полном запрете оборота криптовалют. Смысловым центром доклада является запретительная триада: 1) установление ответственности за расчеты в криптовалютах между резидентами России – физическими лицами; 2) запрет на создание инфраструктуры оборота криптовалют; 3) запрет на инвестирование в криптовалюты со стороны юридических лиц. Вместе с тем, владение криптовалютой, приобретенной вне юрисдикции России, запрещаться не будет.

Вслед за этим Правительство приняло концепцию организации оборота криптовалют, основным положением которой является необходимость разрешения их оборота с созданием соответствующей инфраструктуры рынка. При этом разработчик концепции - Минфин полагает, что владение криптовалютой для граждан, приобретаемой не на российском организованном рынке запрещаться не будет.

Таким образом, в вопросе о владении криптовалютой, которая приобретается не на рынке России, как Банк России, так и Минфин, придерживаются одинаковых позиций. Предполагается, что граждане будут добровольно объявлять о наличии в их владении криптовалюты, приобретенной вне юрисдикции России, а само владение запрещаться не будет. Налогами будет облагаться только та криптовалюта, о которой граждане добровольно заявят налоговым органам. Единственным правовым последствием для граждан, имеющим необъявленную криптовалюту, будет являться отсутствие судебной защиты для сделок с такого рода валютой.

Между тем, как представляется экспертам Ассоциации банков России, именно вопрос о возможности обращения взыскания на криптовалюту, приобретенную вне юрисдикции России, и является основным для возможности реализации обеих концепций, как запретительной, так и разрешительной.

Дело в том, что если не существует реальных механизмов запрета на открытие криптокошельков, их блокировки и изъятия средств, находящихся на них, вне зависимости от того, будет ли существовать инфраструктура обращения криптовалют в России или нет, всегда будет сохраняться угроза дестабилизирующего массового перетока средств с организованного рынка на неорганизованный. Это связано с тем, что нерегулируемый виртуальный рынок в отличие от регулируемого быстрее приспосабливается к новым технологиям и предлагает более интересные для спекулятивных сделок инструменты и бизнес-модели.

Таким образом, не решив вопроса о возможности обращения взыскания на виртуальные валюты, обращающиеся вне юрисдикции России, невозможно построить эффективную систему запретов, так же как и невозможно будет создать нормальный регулируемый рынок.

Какие есть варианты возможных юридических моделей?

В августе 2019 года Ассоциация банков Россия предложила для публичного обсуждения экспериментальную модель возможного обращения взыскания на криптовалюту.

В ее основе был правовой контур, который позволял создать оборот виртуальных активов по модели обращения традиционного имущества, а также обеспечивал запрет на оборот криптовалют.

Предполагалось, что по заявке кредиторов (в качестве таковых можно рассматривать и государственные органы, налоговую службу или правоохранителей) специализированные агенты рынка смогут предоставлять услуги по установлению владельцев соответствующих активов, а также объемов средств, находящихся на соответствующих кошельках. После этого у кредиторов появится возможность в рамках судебной процедуры устанавливать факт принадлежности соответствующего имущества конкретному лицу в рамках процесса об установлении факта, имеющего юридическое значение. Это даст возможность обращения взыскания на эти активы в рамках регулярных процедур исполнительного производства, либо ареста вне исполнительного производства.

Учитывая особенную физическую форму виртуального актива – «цифровой объект», авторы доклада исходили из того, что после вынесения судебного решения владелец активов вынужден будет передать пароли от электронных кошельков. Для обеспечения этой процедуры государственно-властным принуждением, допускалась возможность установления уголовной ответственности за сокрытие соответствующих активов (фактически, за непередачу паролей).

Процедура обращения взыскания на криптовалюту может быть значительно облегчена, если в нее не вводить судебную стадию признания принадлежности найденных криптовалют конкретному лицу, а ограничиться административным порядком, обращаясь в суд только за мерами принудительного характера, арестом или запретом на осуществление сделок с криптоактивами, и в ходе соответствующих судебных заседаний могут предъявляться технические доказательства, свидетельствующие о принадлежности криптоактивов определенному лицу.

Наконец, указанная проблема может выглядеть совсем просто, когда нормативно устанавливается запрет на владение криптокошельками, созданными вне юрисдикции Российской Федерации, а за его нарушение следует уголовно-правовая ответственность. Вместе с тем, и такие меры потребуют разработки правовых процедур, направленных на арест криптокошельков. В противном случае предотвратить отток денежных средств в такого рода активы будет невозможно.

Поэтому на новом витке общественного обсуждения оборота виртуальных активов, возникла необходимость достигнуть понимания, какие технологические и юридические институты могут лечь в основу модели обращения взыскания на криптовалюты.

Опубликовано в газете "Ведомости" 14 февраля 2022 года

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку