Александр Мурычев, вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России
Недавно принимал участие в он-лайн-конференции «Финансовый прорыв», посвященной перспективам создания в России мирового финансового центра. Говорили, прежде всего, о том, что надо сделать для того, чтобы эта идея стала реальной.
И, к сожалению, намного меньше – о том, что до сих пор не сделано, и что становится преградой на любой дороге – будь то дорога к мировому финансовому центру или просто к развитому кредитному рынку в нашей стране.
Давайте оглянемся назад и вычленим главное.
Необходимо стимулировать рост банковских ресурсов. Давно обсуждаемый среди прочих инструмент – внедрение института безотзывных вкладов, которые обеспечат банкам надежные если не «длинные», то хотя бы «средние» деньги, так необходимые для активных инвестиций. По этому поводу высказывается множество «pro» и «contra». Однако альтернативы «безотзывки» нет, если мы хотим, чтобы депозиты населения работали на экономику страны. Кроме того, на мой взгляд, оптимальное решение на сегодня – увеличить размер вкладов населения, застрахованных в ССВ при условии, что вкладчик размещает их на срок более трех лет. Это хоть как-то решит для банков проблему «средних» денег.
Второй момент – освободить от налогов доходы физических лиц, инвестирующих в российские ценные бумаги на срок более трех лет или инвестирующих в венчурные старт-апы через венчурные фонды и организации бизнес-ангелов. По сути, это реальное стимулирование все тех же «средних денег». Такой подход позволит и банкам, и управляющим компаниям уменьшить число «спекулянтских» вложений и увеличить долю долгосрочного биржевого инвестирования. Пока же в подавляющем большинстве случаев оборот на бирже – это сиюминутное «делание денег на деньгах», от которого реальным эмитентам ни жарко, ни холодно.
С другой стороны, необходимо облегчить и самим предприятиям реального сектора возможности инвестировать и реинвестировать в модернизацию. В частности, давно назрела необходимость устранить все устаревшие, непрозрачные и избыточные требования по нормам промышленной безопасности, промышленной экологии, страхованию опасных объектов. По оценке РСПП, это обеспечит нашей промышленности ежегодную экономию до 300 млрд. рублей.
Четвертый и один из самых важных моментов – политика регулирования и надзора. Перед государственным банковским регулированием и надзором традиционно ставятся три основные задачи.
Во-первых, обеспечение финансовой устойчивости кредитно-банковской системы – путем ограничения системных банковских рисков.
Во-вторых, защита интересов банковских кредиторов и вкладчиков от возможной неосмотрительной или недобросовестной политики банков – путем ограничения рисков на уровне каждого отдельного банка.
В-третьих, поддержание условий справедливой конкуренции в банковском секторе экономики – путем последовательного и равного для всех участников рынка применения норм закона.
Давайте посмотрим, каково практическое положение вещей.
С первой из этих задач Банк России в целом несомненно успешно справляется, кризис то подтвердил.
А вот с выполнением второй задачи успехи уже не столь очевидны. Финансовый крах ряда банков показал, что многие проблемы выявляются уже на слишком поздней стадии. Между тем неоправданные риски этих банков можно было выявить на куда более ранней стадии. Болезнь, как известно, лучше предупредить, чем лечить, тем более – хирургическим путем. Невзирая на лица собственников конкретных банков, их связи и степень «хождения во власть».
Что касается третьей задачи, то едва ли в России сегодня найдется хоть один руководитель малого или среднего банка, который признает, что условия конкуренции на рынке равны для всех – и для «китов» отечественного банкинга и для малых игроков. С интересом прочитал выступление руководителя Кубаньбанка Романа Дусенко, который на портале Bankir.Ru резко заявил: «Призыв капитализироваться за счет прибыли оказался демагогией». Действительно, капитализироваться с той скоростью, что задали власти, – нереально. Следовательно, уже малые банки были лишены возможности равной конкуренции.
Вторая проблема из этой же серии – несимметричность надзорных требований на практике. Одни и те же нормы закона от случая к случаю по-разному применяются Банком России в регионах в отношении отдельных кредитных организаций, находящихся в сходном положении. Все это снижает уверенность банкинга в завтрашнем дне, в незыблемости и четкости «правил игры» на банковском рынке.
Думаю, что один из способов решить эти противоречия – узаконить институт мотивированного суждения. Мировое банковское сообщество в лице Базельского комитета по банковскому надзору признало, что мотивированное суждение является неотъемлемой частью банковского регулирования и надзора, если регулятор хочет быть ориентированным не на выполнение формальных нормативов, а на риски. С другой стороны, многие российские банкиры справедливо опасаются вольных трактовок и волюнтаризма при осуществлении надзора. Выходом из такой двусмысленной ситуации может и должна быть институционализация мотивированного суждения. Оно должно носить обоснованный и транспарентный характер, обязательно быть публичным и располагать механизмом обратной связи. Надо законодательно оформить институт мотивированного суждения.
24 сентября 2019 года
21 февраля 2019 года