Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России
До назначенной даты еще далеко, однако рискну предположить, что вместо конца света мы с вами проведем декабрь куда более традиционно, встречая Новый год.
Високосный 2012 год подходит к концу. Он был сложный, как и «положено» високосному году. В том числе – с финансовой точки зрения. И во многом напоминал тот самый стакан из известной притчи, про который пессимисты полагают, что он наполовину пуст, а оптимисты – что он наполовину полон.
2012 год был трудным. Он не стал ни катастрофой, ни форс-мажором. Кредитование развивалось, совокупный депозитный портфель российских банков вырос, просрочка по долгам по-прежнему оставалась чрезвычайно высокой, но работа с ней шла и продолжается.
По сути, 2012 год стал временем определения основных вызовов, стоящих перед российской банковской отраслью. Найти эффективный ответ на эти вызовы – задачи наступающего 2013 года.
Что же это за вызовы?
Российским банкам предстоит учиться жить и развиваться в условиях достаточно жесткого регулирования, требований к уровню капитализации и достаточности капитала. В том числе многим малым и средним банкам предстоит найти пути повышения собственной капитализации, эффективные варианты слияний, поглощений, интеграции, работы с внешними инвесторами. Загодя адаптироваться к стандартам Базель III: определенная жесткость правил игры на финансовом рынке – это явно долгоиграющий тренд.
Банки уже четыре года живут в условиях отсутствия дешевого фондирования. Для многих одним из основных источников фондирования становятся депозиты физических и юридических лиц. Это автоматически требует от банков более качественно работать в сфере кредитования, усиливать эффективность риск-менеджмента и одновременно снижать издержки.
Банкам предстоит продолжать развивать все виды комиссионного бизнеса, а это, по сути, переводит основной вопрос конкуренции банка из сферы цены продукта в сферу качества сервиса, качества обслуживания. Вопрос о ставке уходит на второй план, на первый выходят вопросы удобства, скорости обслуживания, безопасности денег. А с учетом мощного развития Интернета и всей палитры средств мобильной связи – в сфере банковского сервиса конкуренция перемещается в область дистанционного банковского обслуживания, которое должно быть удобным, дружелюбным, быстрым и, одновременно, безопасным. Не знаю, насколько скоро на рынке потребительского спроса будет доминировать поколение Y, о котором сейчас так много говорят, но сегодня уже практически нет поколений, не приобщенных к Интернету и мобильным коммуникациям. Это – вызов уже дня сегодняшнего, а не завтрашнего.
Несомненный вызов для всей экономики, а значит – и для банков, – вступление России в ВТО. Это проверка нашего бизнеса на прочность в мировых условиях, на его способность к выживанию и готовность работать на открытом рынке. При всех трудностях, которые может вызвать вхождение нашей страны в ВТО, надо отдавать себе отчет: сегодня – время открытых экономик, это неизбежность, и только открытая экономика имеет настоящие стимулы к развитию, к повышению своей конкурентности.