Александр Мурычев, вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России
В мае был проведен очередной раунд опроса компаний-членов РСПП в рамках подготовки «Индекса деловой среды РСПП» – ежемесячного оперативного мониторинга «настроения» крупного бизнеса. Подобные индексы, измеряющие уровень делового оптимизма, являются важными макроэкономическим индикатором и хорошим ориентиром для инвесторов.
Сводный «Индекс деловой среды РСПП» находится в негативной зоне. Субъективная оценка делового климата остается отрицательной уже на протяжении шести месяцев.
Наименее негативно оценивается финансовое положение компаний, что соответствует росту спроса на продукцию компаний и увеличению числа новых заказов. В то же время, оценки финансового и валютного рынка по уровню негатива входят в число «отрицательных лидеров» майского опроса в условиях высокого уровня неопределенности на мировом финансовом рынке и особенно в еврозоне.
Подобные оценки свидетельствуют о сдержанно-оптимистичных прогнозах опрошенных российских компаний на ближайшие месяцы при высоком уровне неопределенности в части внешних факторов, влияющих на развитие компании.
Основания для сдержанных оценок есть – Минэкономразвития России в представленных макроэкономических данных за первый квартал 2012 года зафиксировал замедление ряда ключевых показателей (ВВП, инвестиции в основной капитал, строительство). Апрельские данные также не дают оснований для чрезмерного оптимизма.
Отток капитала из России пока не удается затормозить. В 1-м квартале 2012 года в экономику России поступило $36,5 млрд. иностранных инвестиций, что на 17,6% меньше, чем в 1-м квартале 2011 года, при этом на разного рода кредиты приходится 79,3% поступивших инвестиций, тогда как на прямые и портфельные – 10,6% и 2,8% соответственно. Нас явно не воспринимают как «тихую гавань», где можно укрыться от возможной новой волны мировой нестабильности, если не кризиса. В таких условиях российской компании довольно сложно получить средства для развития из внешних источников.
При этом привлечение средств через проведение IPO – не самая простая процедура даже в условиях стабильного финансового рынка. Да и зарубежный опыт, в том числе совсем свежий, подтверждает сложность работы с массовыми инвесторами при проведении IPO.
В России дополнительные проблемы создает не самый благоприятный деловой климат, который, с одной стороны, «выталкивает» компании на зарубежные фондовые рынки, с другой – ограничивает возможности развития компании, а заодно и их заинтересованность в проведении IPO.
Набор проблем достаточно стандартный – избыточно высокие налоги, рост цен, недостаток квалифицированных кадров, административные барьеры в сочетании с коррупцией, недостаточно высокий уровень защищенности прав собственности, но это не значит, что с ними не нужно бороться.
Сейчас, когда выборы позади и утвержден новый состав правительства, открывается широкое пространство для поиска новых решений для старых проблем. В начале мая президентом России был подписан ряд указов, в том числе – указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Для решения «кадрового» вопроса правительство должно до конца года утвердить комплекс мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов.
Что касается административных барьеров, правительству поручено к 2015 году упростить административные процедуры (сократить сроки, снизить стоимость) в ряде сфер – это строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование.
РСПП активно участвует в работе по формированию соответствующих дорожных карт в рамках национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» на площадке АСИ. На сегодняшний день разработаны проекты дорожных карт по всем названным направлениям, кроме налоговой сферы. Причем эти дорожные карты будут утверждены в ближайшее время.
Еще одна важная новость – вероятность назначения уже в ближайшее время уполномоченного по защите прав предпринимателей. Первая часть решений уже реализуется – в рамках Генеральной прокуратуры создано специальное подразделение по защите прав инвесторов. Можно считать, что «силовой» блок института Уполномоченного запущен, осталось принять необходимые решения по «системно-институциональной» составляющей института защиты прав предпринимателей.
Еще одна мера, о необходимости которой давно говорил РСПП, и которая присутствует в указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» – дальнейшее развитие института оценки регулирующего воздействия. С 2013 года вводится обязательная оценка проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства. Конечно, само по себе ОРВ не победит коррупцию, но при должной консолидации усилий бизнес-сообщества позволит не допустить принятия вредных и откровенно коррупциогенных законов и подзаконных актов.
Возвращаясь непосредственно к теме перспектив для IPO, хотелось бы остановиться на вопросах эффективного стимулирования развития российского рынка IPO.
За прошедший год активность российских компаний в части выхода на IPO была сдержанной, но вполне обнадеживающей для текущего состояния финансовых рынков. Если в 2010 году среди десяти крупнейших IPO на европейских площадках были только две российские компании («Трансконтейнер», «Русал»), то в 2011 году в десятку лидеров вошли уже три («Фосагро», Номос-банк, группа «Гидромашсервис») компании из России. В то же время, многие компании осторожничали и отложили IPO.
Вряд ли возможно изобрести некий закон, в соответствии с которым сомнения инвесторов развеются в один миг, и весь этот объем размещений переместится на российские биржи – варианты «принудительных» мер рассматривать не стоит. Но разработка комплекса стимулирующих мер для развития рынка IPO, в том числе, малых и средних, а также высокотехнологичных компаний, для участия в них различных категорий отечественных и иностранных инвесторов, назрела уже давно.
И сейчас мы вплотную должны этим заняться по двум причинам. Во-первых, значительная часть необходимой финансовой инфраструктуры уже создана (законы о клиринге и о центральном депозитарии), хотя ряд законов еще ждет принятия.
Во-вторых, возвращаясь к указу президента о долгосрочной государственной экономической политике, к 2016 году должен быть обеспечен выход государства из капитала компаний «несырьевого сектора», исключая естественные монополии и оборонный комплекс. Это одновременно и вызов, и новые возможности для российского фондового рынка. «Ростехнологии» уже объявили, что намерены вывести на IPO в течение пяти лет пять холдингов, в том числе – «Вертолеты России», «Российская электроника» и «Оптические системы».
Однако выход компании на IPO должен быть взвешенным и продуманным решением, особенно если речь идет о так называемых «народных IPO». Если в случае Сбербанка процедуру можно считать успешной, то ВТБ пришлось объявлять buy-back.
Если выбирается такой вариант привлечения финансирования, как проведение IPO, адекватная оценка компании и ее стратегии развития перед размещением выходит на первый план, так как потенциальные покупатели не всегда обладают необходимым уровнем знаний, а то и просто никакими знаниями в финансовой сфере.
Хочется надеяться, что количество IPO российских компаний, в том числе на российских площадках, будет расти. Потому что, прежде всего, это инвестиции, столь необходимые для российской экономики и особенно для высокотехнологичного и инновационного сектора, и повышение прозрачности бизнеса.
P.S. Статья подготовлена по итогам выступления автора на VIII всероссийском IPO Конгрессе.
24 сентября 2019 года
21 февраля 2019 года