Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Повестка дня. Нужны разумные компромиссы с ЦБ

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Аксаков Анатолий Геннадьевич

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России

Сегодня перед Ассоциацией региональных банков России стоит ряд серьезных проблем, которые нам предстоит решать.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков РоссииАнатолий Аксаков, депутат Госдумы России, президент Ассоциации региональных банков России

Суть этих проблем определена сложившейся сложной рыночной ситуацией в России и во всем мире и политической обстановкой вокруг нашей страны. Накануне общего собрания АРБР хотел бы обозначить основные вопросы нынешней весьма сложной «повестки дня».

Особое место среди этих вопросов занимает вопрос о карточных системах на российском рынке. Мы, российские банки, заинтересованы в том, чтобы международные платежные системы Visa и Mastercard продолжали работать в России. Это уважаемые системы; они себя хорошо зарекомендовали в течение долгого времени как солидные партнеры. К сожалению, этой весной они оказались заложниками политических решений госдепартамента США. И, скажу так, эти решения платежные системы выполнили без всякого восторга. В свою очередь, нам необходимо обеспечить бесперебойность и надежность платежей наших граждан, клиентов российских банков. Чтобы обеспечить бесперебойность этих транзакций и был принят закон о создании оператора национальной платежной системы, который в числе прочего предусматривает формирование депозитов на счетах ЦБ, вносимых международными платежными системами. Размер этих депозитов вызывает у международных систем вопросы: представители этих систем отмечают, что внесение таких сумм на депозит делает невыгодной их работу на российском рынке. Поэтому необходимо еще раз спокойно и внимательно посмотреть расчеты, изучить аргументы международных платежных систем. Я считаю, что в закон можно внести изменения – время есть, да, его немного, но успеть до 1 июля 2014 года, когда закон вступит в силу, мы вполне можем.

Злободневным для банков является и вопрос о том, как должны себя вести наши кредитные организации по обмену информацией с налоговой комиссией США – FATCA. Мы должны минимизировать информационный голод банков в ситуации, когда между Россией и США прекращены даже переговоры о формирования соглашения об обмене информацией. Банкам надо дать время подготовиться к тому, что от них требуют налоговые власти США.

Нас всех беспокоят и макроэкономические трудности, которые отражаются на работе наших банков. Сужается база качественных заемщиков, и эта тенденция совпадает с периодом, когда банки должны начать выполнять практически все требования Базеля III. Базельские принципы увеличивают давление на капитал и на показатели ликвидности, и банки поневоле становятся теми институтами, которые не стимулируют, а, наоборот, сдерживают экономический рост, сокращая и делая более консервативным кредитование экономики. Банки и так не горят желанием кредитовать реальный сектор в условиях нестабильной экономики; сегодня же вдобавок к этому это желание охлаждают нормативы банковского регулирования и требования пруденциального надзора. Значит, надо найти компромиссы между банковским сообществом и регулятором, которые бы позволяли, с одной стороны, действительно очистить банковскую систему от банков, нарушающих законы, с другой – давали бы остальным банкам честно работать. Надеюсь, что в ходе дискуссии с Центробанком нам удастся найти устраивающий всех вариант.

Как пример могу принести такую ситуацию – субординированные кредиты, привлеченные банками, учитываются по курсу рубля, зафиксированного на 1 января 2014 года. А с начала этого года курс рубля снизился, и объемы этих кредитов, учитываемые в капитале, отражаются неверно, что также усиливает давление на капитал. Но ведь обслуживание этих кредитов банки ведут не по курсу на 1 января, а по реальной стоимости доллара и евро. Так что же мешает Банку России и объемы кредитов учитывать в реальных цифрах? Надо просто перевести рубли в иностранную валюту по реальному курсу.

Кстати, в условиях высокой волатильности курса рубля многие банки перевели свои активы в валюту. Сейчас банкиров призывают вернуться в рубли, но у кредитных организаций нет такого желания. Проблема проста: было бы эти рубли во что вложить!

Или еще один момент. Многие банки, опасаясь введения против них санкций со стороны Госдепа, перевели свои активы из иностранных банков в Россию. Когда банки держали эти активы за рубежом, они формировали под эти активы резервы по ставке 20% от объема актива. А когда банки перевели эти активы в наши российские государственные высококлассные банки, то тут же появилось обязательство формировать резервы под эти активы в размере 100%. Ну разве же это справедливо?

Центробанку нужно учитывать эти тонкие моменты и искать с банковским сообществом разумные компромиссы. Возможно, по многим вопросам сегодня надо принимать какие-то компромиссные временные решения, учитывающие нестабильность рынка. Ведь в 2008 году Центробанк успешно принимал решения для облегчения тогдашней ситуации. Например, было разрешено учитывать ценные бумаги на балансах банков не по рыночной цене, а по цене размещения для акций или по номиналу для облигаций. Может быть, и сейчас Центробанку надо точечно применять меры, опробованные в кризис 2008 года?..

Я думаю, что 2014 год – это год перелома. Это год формирования новых моделей банковского развития, время формирования длинных стратегий на годы вперед. Когда у банка есть реальная стратегия, ему гораздо легче реагировать на всякие изменения внешней среды. Когда есть генеральная линия, становится ясно, как минимизировать возникающие риски. А если стратегии нет, то любая система работает хаотично. Сейчас АРБР ставит перед собой задачу помочь российским банкам разработать стратегии развития до 2020 года – на пять лет вперед. Соответствующий документ о помощи в формировании этих стратегий мы подписали с Международной финансовой корпорацией (IFC) и рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Сейчас эта работа актуальна как никогда. Мы понимаем позицию Центробанка, желающего очистить банковские ряды. Мы понимаем, что у государства нет задачи принудительно уменьшить количество работающих на рынке кредитных организаций. Банкингу нужен порядок, но за один день этот порядок не наводится. Поэтому мы, Ассоциация «Россия», будем помогать тем банкам, кто стремится привести свои дела к соответствию требованиями регулятора. Во многом нынешняя ситуация – сигнал собственникам банков. Когда собственники видят, что банки не в очень хорошей ситуации, прибыльность их падает, а вопросы со стороны регулятора растут, то иногда они просто машут на банк рукой – мол, выбирайся как знаешь, выживай сам. А в худшем случае – выводят активы, оставляя в банке лишь «пустую оболочку». Поэтому, с одной стороны, надо ужесточать законодательство в вопросе ответственности собственников банка за состояние кредитной организации, а с другой – оказать максимальную поддержку добросовестным собственникам. Без системы эффективной поддержки задача строительства здоровой финансовой системы вряд ли будет решена.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку