Действительно, можно согласиться с тем, что макроусловия у нас сейчас неплохие. Нефть – цена растет, золотовалютные резервы растут. Кстати, при всём при том, при кризисе четырнадцатого, пятнадцатого года мы потеряли объемы золотовалютных резервов гораздо меньше, чем потеряли страны арабского мира. Мы потеряли незначительные объемы ЗВР, тем самым мы, конечно же, учли опыт восьмого года, где было потеряно до ста семидесяти, разные подсчеты, но где-то около двухсот миллиардов долларов США.
И я хотел бы сказать, что, конечно же, есть тоже хорошие предпосылки для роста нашей экономики, в том числе с учетом того, что ключевая ставка снижается, она составляет 8,25 процента. Это говорит о хорошей динамике. Инфляция тоже снижается, я не буду называть цифры, они уже назывались, но тем не менее это хорошие предпосылки для того, чтобы бизнес себя, наверно, чувствовал более благоприятно, нежели чем ранее.
Но, не всё, оказывается, зависит от этих очень важных и нужных цифр, показателей. Когда мы предыдущие годы всё время друг другу доказывали, что давайте сейчас быстренько старгетируем инфляцию, добьемся очень низкой ставки, соответственно заемный ресурс у нас увеличится, и денег будет больше, они будут более доступные, – получается это? Не получается.
Не получается, потому что причины гораздо глубже, они откровенно глубже, эти причины, и проблема в таком устойчивом росте, она существует, и какие цифры мы ни называли бы, полтора процента, два процента, как мы будем жить по итогам текущего года, они достаточно скромные. Но при всём при этом я соглашусь с тем, что есть отрасли, которые, конечно же, показывают хорошую динамику: это и машиностроительный комплекс, это авиационное двигателестроение, это сельхозмашиностроение, это агрокомплекс, без всякого преувеличения доказывавших и доказавших фактически активный рост. Правительству нужно следовать формуле: не мешайте, чуть-чуть помогайте, и вот вам показатели и динамика роста налицо.
Поэтому ключевое условие, о чем я и хотел бы сказать в своем кратком выступлении, для устойчиво высоких темпов экономического роста – это, конечно же, благоприятный деловой климат. Пока он недостаточно благоприятный, и мы об этом постоянно твердим, говорим при встречах и с Президентом, и в Правительстве Российской Федерации. Много что делается, но тем не менее, чтобы нам обеспечить темпы роста хотя бы среднемировые, это три с половиной процента, то нам нужно сейчас иметь пять триллионов инвестиционных средств. Имеем мы эти деньги? Ну конечно пока мы не имеем эти деньги. Наверно, они появятся когда-то, но нам нужно сейчас, в восемнадцатом году уже выходить на среднемировые показатели, хотя в планах такого у правительства мы не видим. Но тем не менее, существующее положение вещей, санкционное давление, которое будет усиливаться, ставка должна быть сделана только на внутренние ресурсы и возможности, а это значит в том числе создание благоприятного делового климата.
Улучшилось бизнес-поле в стране за последний год? Да, улучшилось. Об этом вы тоже слышали, по некоторым показателям, даже по нашему нацрейтингу, по рейтингу Doing Business Всемирного банка, мы достаточно высоко поднялись в рейтинге, действительно, тридцать пятое место сейчас занимаем, а буквально в одиннадцатом году какое-то там сто тридцать восьмое место занимали.
В каких направлениях? В очень важных направлениях поднялись. В подключении к электросетям, в открытии предприятий сроки гораздо меньше стали. Немножечко подвинулись с точки зрения решения проблем внешних торговых операций. Не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее. Но чрезвычайно острая проблема, которая фактически сдерживает инвестиционные возможности всей экономики и бизнеса прежде всего, – это, конечно, возможности получения разрешения на строительство. Ну что такое, по получению разрешения на строительство мы находимся во второй сотне стран, которые располагают при этом чрезвычайно неблагоприятными условиями для заключения контрактов на строительство тех или иных объектов. И не можем сдвинуться с этих позиций за последние годы. Никак не можем решить эту вот, казалось бы, проблему, которую можно было бы решать на уровне федеральном, на уровне региональном, на уровне муниципальном, но, к сожалению, эта проблема никак не решается.
Избыточные барьеры в таможенном администрировании, да, действительно, немного снизились. Критически важно это для увеличения технологического экспорта. Он у нас немножечко подрос в экспортном потенциале, и, действительно, в том числе опросы и Doing Business показывают, что у нас, один пример, процедуры при экспорте занимали раньше 22 дня, сейчас – менее ста часов. Хороший показатель, которому нужно порадоваться немного.
Бизнес сам, конечно же, старается тоже подавать позитивные примеры. Ведущими деловыми объединениями подписана Хартия добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Они призвали своих основных игроков, членов объединений, организаций, прежде всего крупного бизнеса, придерживаться этой Хартии добросовестного поведения во внешнеэкономической деятельности.
При поддержке и при инициативе РСПП практически готов к внесению в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации». Мы ждем принятия этого закона, так как это закон чрезвычайно важный, который мог бы снизить пресс надзора и регулирования в стране за ведением бизнеса в Российской Федерации. Вы знаете, что очень много дублирующих функций у разного рода государственных институтов на уровне федеральных, региональных, муниципальных, и всё это прессует бизнес и не создает комфортных условий для его ведения. Принятие закона, на наш взгляд позволит улучшить деловой климат в Российской Федерации.
Повышение предсказуемости – это главное, о чем требует бизнес от правительства, чтобы созданы были условия, чтобы бизнес мог чувствовать себя достаточно уверенно, что может быть через полгода, что может быть через год, я уж не говорю о двух-трех годах, об этом мы пока даже и мечтать не можем. И даже вопрос не в том, что у нас пока нет фактически ни одного стратегического документа, который бы ясно призывал и был прозрачен для понимания бизнесом, как будет строиться политика в ближайшие годы, таких документов пока нет ни одного. Но тут самое главное – это оценить перспективный уровень вот этой фискальной административной нагрузки, которую бизнес должен чувствовать в ближайшее время. Куда вкладывать, какие условия, какой убыток бизнес может понести, а может быть, и прибыль, какие налоги будут существовать, а какие неналоговые тарифы могут существовать?
Ведь сейчас какая проблема. Президент четко дал задание правительству – не повышать налоги, и обязал спрашивать с каждого ведомства в которое инициирует вот эти идеи. И действительно, налоги не повышаются, и до, конечно, выборной кампании вряд ли кто будет проявлять такие инициативы. Но что происходит: на фоне того, что фактически заморожена налоговая проблематика, стали активно расти так называемые неналоговые платежи – тарифные, сборы, обязательные платежи и примеров очень много, поэтому мы обратились в правительство, чтобы хотя бы создали реестр этих неналоговых платежей, которые могли бы быть обязательные для оплаты.
Министерство финансов должно осуществлять мониторинг проведения всех этих операций, которые исходят от различных ведомств Российской Федерации.
Вот несколько примеров:
1.Отмена льготы по НДС по операциям реализации лома и отходов черных металлов и введение обязанности по исчислению и уплате НДС с операций по реализации лома и отходов черных металлов и продуктов их переработки.
2. Введение утилизационного сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения.
А это ни много ни мало, а десятки миллиардов рублей, которые будут прессом ложиться на ведение конкретного бизнеса.
И, наконец, надо использовать внутренние возможности, внутренние инвестиции прежде всего, у нас они есть.
Поэтому мы и говорим хотя бы о стимулировании этих инвестиций. При покупке оборудования, новой технологии должен быть некий налоговый вычет из налога на прибыль.
Самая важная проблема – это проблема кадров, которых явно не хватает для экономики страны. Я могу сказать, что у нас уже недостаток квалифицированных кадров в стране, и когда президент призывает нас выходить на структурные преобразования нашей экономики и создавать не нефтяной рынок, а высокотехнологичный рынок, тем более цифровую экономику создавать, кто это будет делать? Это проблема номер один, которую нужно прежде всего решать в ближайшее время.