Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

О возможности формирования Большого Евразийского партнерства

Мурычев Александр Васильевич

Мурычев Александр Васильевич

Заместитель председателя Совета Ассоциации банков России А.В. Мурычев о возможности формирования Большого Евразийского партнерства.

Формирование Большого Евразийского партнерства (БЕП) представляет большой интерес как для государств-участников, ввиду возможности повышения эффективности взаимодействия на международной арене, так и для бизнеса, заинтересованного в новых рынках и развитии.

Сегодня в реализации концепции БЕП большой акцент делается на развитии сотрудничества с Китаем. На сегодняшний день уже завершены переговоры ЕЭК с КНР о заключении непреференциального торгового соглашения. Кроме того, Россией и Китаем ведется диалог о разработке ТЭО Соглашения о Евразийском экономическом партнерстве, к которому в дальнейшем смогли бы присоединиться другие государства АТР.

К сожалению, наш бизнес не до конца понимает форматы и механизмы ведения бизнеса в АТР и Китае, в частности, не обладает комплексной информацией о возможностях для сотрудничества и поэтому не может полномасштабно поддержать политические начинания властей. Как показывает практика, схожие проблемы испытывают и наши партнеры из государств АТР и Китая, в том числе.

Нам не стоит ограничиваться развитием отношений с ограниченным числом партнеров, пусть и крайне важных. Необходима, с одной стороны, диверсификация связей, а с другой – сближение, если не объединение разных интеграционных процессов, протекающих в разных частях Европы и Азии. В этом деле БЕП может стать весьма действенным механизмом.

В этой связи хотелось бы отметить несколько моментов, которые могли бы способствовать эффективному созданию и продвижению БЕП.

1. Необходимо максимально использовать возможности, предлагаемые международными институтами и интеграционными инициативами отдельных стран и объединений.

Они есть практически у всех государств и международных объединений макрорегиона, не ограничиваясь китайской инициативой «Пояса и пути».

Необходимо определить базовую международную площадку для разработки потенциала таких интеграционных инициатив, их координации и определения конкретных шагов по реализации БЕП. Не стоит сводить сотрудничество к диалогам с каждым потенциальным членом по отдельности. Нельзя недооценивать потенциал многосторонности.

На наш взгляд, перспективным механизмом в этой связи могла бы стать ШОС. В ней, с одной стороны, уже участвуют многие потенциальные члены БЕП, а с другой – у нее наличествует высокий международный авторитет. Разумеется, создание БЕП потребует некоторой «перенастройки» работы организации и развития ее институциональной структуры. При этом отдельные аспекты сотрудничества между участниками БЕП могут реализовываться в рамках других форматов, например, посредством проведения переговоров по заключению торговых соглашений между ЕАЭС и отдельными государствами.

2. Одновременно необходимо разработать стратегию развития БЕП, которая позволит встроить отдельные проекты и соответствующие компании для достижения максимального эффекта. Проработка соответствующих решений и форматов интеграции проектов может осуществляться в рамках деловых объединений и на площадках органов государственной власти для дальнейшего одобрения в Правительствах участвующих сторон и наднациональных органов. В нашем случае – ЕЭК. Объединение усилий отдельных компаний и проектов позволит аккумулировать необходимые ресурсы на целевых направлениях и существенно увеличить отдачу от масштаба.

БЕП может выступать в роли «зонтичного бренда» для бизнеса по аналогии с инициативой «Пояса и пути», под который будут подводиться различные проекты, связанные с социально-экономическим развитием стран макрорегиона. Так удастся расширить масштаб инициативы и повысить заинтересованность партнеров, повышению осведомленности которых должно уделяться особой внимание.

3. Проектное направление должно учитывать национальные приоритеты стран-членов, а также области, одинаково важные для всех: доступ к финансированию, инвестиции в инфраструктуру и реальный сектор, развитие сектора услуг.

Среди иных ключевых направлений на начальном этапе развития БЕП можно отметить: улучшение среды сотрудничества, устранение избыточных ограничений и синхронизация/унификация требований в сфере торговли и инвестиций, мер технического, санитарного урегулирования, таможенного регистрирования, защиты прав интеллектуальной собственности. Крайне важно сформировать корректные ожидания от сотрудничества у всех вовлеченных сторон.

Нельзя забывать и о повышении осведомленности партнеров относительно существования возможностей для реализации совместных инициатив и проектов. Так, для очень многих представителей бизнеса неизвестна деятельности Ассоциации экспортно-импортных банков Северо-Восточной Азии, действующая под эгидой Расширенной туманганской инициативы (РТИ) и объединяющая в себе ВЭБ, ЭКСИМ-банки Китая и Республики Корея, а также Банк развития Монголии. Между тем в июне этого года в ходе сессии Консультативной комиссии РТИ в Москве было объявлено о подписании Меморандума о сотрудничестве в финансировании проекта строительства зернового терминала в порту Зарубино между данной Ассоциацией и Объединенной зерновой компанией.

4. Необходимо скооперированное развитие и применение новых форматов повышения экономической взаимосвязанности.

Повышению взаимосвязанности в рамках БЕП будет способствовать использование бизнесом механизмов «цепочек преимуществ». Под данным термином может пониматься формирование цепочек создания добавленной стоимости посредством создания товаров и услуг с трансграничным применением различных институтов стимулирования развития, таких как ОЭЗ, ТОР, техно-парки и т.д., расположенных на территориях различных государств-партнеров БЕП. Произведенная таким образом продукция может обладать весьма высокой конкурентоспособностью как по цене, так и по качеству. Более того в рамках БЕП могут быть разработаны специальные программы развития на основе подобных цепочек, максимизирующие сравнительные преимущества членов БЕП.

В заключении я хотел бы отметить, что успешность реализации идеи БЕП непосредственно зависит от того, насколько эффективно удастся подключить бизнес к указанным процессам. Можно сколь угодно долго говорить о сближении политики или развитии культурных связей. Но без бизнеса – торговли, инвестиций – это все останется словами. РСПП предлагает Правительству активнее взаимодействовать в подготовке концептуальных предложений по строительству Большого Евразийского Партнерства.

Другие мнения и оценки автора

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку