Сегодня в реализации концепции БЕП большой акцент делается на развитии сотрудничества с Китаем. На сегодняшний день уже завершены переговоры ЕЭК с КНР о заключении непреференциального торгового соглашения. Кроме того, Россией и Китаем ведется диалог о разработке ТЭО Соглашения о Евразийском экономическом партнерстве, к которому в дальнейшем смогли бы присоединиться другие государства АТР.
К сожалению, наш бизнес не до конца понимает форматы и механизмы ведения бизнеса в АТР и Китае, в частности, не обладает комплексной информацией о возможностях для сотрудничества и поэтому не может полномасштабно поддержать политические начинания властей. Как показывает практика, схожие проблемы испытывают и наши партнеры из государств АТР и Китая, в том числе.
Нам не стоит ограничиваться развитием отношений с ограниченным числом партнеров, пусть и крайне важных. Необходима, с одной стороны, диверсификация связей, а с другой – сближение, если не объединение разных интеграционных процессов, протекающих в разных частях Европы и Азии. В этом деле БЕП может стать весьма действенным механизмом.
В этой связи хотелось бы отметить несколько моментов, которые могли бы способствовать эффективному созданию и продвижению БЕП.
1. Необходимо максимально использовать возможности, предлагаемые международными институтами и интеграционными инициативами отдельных стран и объединений.
Они есть практически у всех государств и международных объединений макрорегиона, не ограничиваясь китайской инициативой «Пояса и пути».
Необходимо определить базовую международную площадку для разработки потенциала таких интеграционных инициатив, их координации и определения конкретных шагов по реализации БЕП. Не стоит сводить сотрудничество к диалогам с каждым потенциальным членом по отдельности. Нельзя недооценивать потенциал многосторонности.
На наш взгляд, перспективным механизмом в этой связи могла бы стать ШОС. В ней, с одной стороны, уже участвуют многие потенциальные члены БЕП, а с другой – у нее наличествует высокий международный авторитет. Разумеется, создание БЕП потребует некоторой «перенастройки» работы организации и развития ее институциональной структуры. При этом отдельные аспекты сотрудничества между участниками БЕП могут реализовываться в рамках других форматов, например, посредством проведения переговоров по заключению торговых соглашений между ЕАЭС и отдельными государствами.
2. Одновременно необходимо разработать стратегию развития БЕП, которая позволит встроить отдельные проекты и соответствующие компании для достижения максимального эффекта. Проработка соответствующих решений и форматов интеграции проектов может осуществляться в рамках деловых объединений и на площадках органов государственной власти для дальнейшего одобрения в Правительствах участвующих сторон и наднациональных органов. В нашем случае – ЕЭК. Объединение усилий отдельных компаний и проектов позволит аккумулировать необходимые ресурсы на целевых направлениях и существенно увеличить отдачу от масштаба.
БЕП может выступать в роли «зонтичного бренда» для бизнеса по аналогии с инициативой «Пояса и пути», под который будут подводиться различные проекты, связанные с социально-экономическим развитием стран макрорегиона. Так удастся расширить масштаб инициативы и повысить заинтересованность партнеров, повышению осведомленности которых должно уделяться особой внимание.
3. Проектное направление должно учитывать национальные приоритеты стран-членов, а также области, одинаково важные для всех: доступ к финансированию, инвестиции в инфраструктуру и реальный сектор, развитие сектора услуг.
Среди иных ключевых направлений на начальном этапе развития БЕП можно отметить: улучшение среды сотрудничества, устранение избыточных ограничений и синхронизация/унификация требований в сфере торговли и инвестиций, мер технического, санитарного урегулирования, таможенного регистрирования, защиты прав интеллектуальной собственности. Крайне важно сформировать корректные ожидания от сотрудничества у всех вовлеченных сторон.
Нельзя забывать и о повышении осведомленности партнеров относительно существования возможностей для реализации совместных инициатив и проектов. Так, для очень многих представителей бизнеса неизвестна деятельности Ассоциации экспортно-импортных банков Северо-Восточной Азии, действующая под эгидой Расширенной туманганской инициативы (РТИ) и объединяющая в себе ВЭБ, ЭКСИМ-банки Китая и Республики Корея, а также Банк развития Монголии. Между тем в июне этого года в ходе сессии Консультативной комиссии РТИ в Москве было объявлено о подписании Меморандума о сотрудничестве в финансировании проекта строительства зернового терминала в порту Зарубино между данной Ассоциацией и Объединенной зерновой компанией.
4. Необходимо скооперированное развитие и применение новых форматов повышения экономической взаимосвязанности.
Повышению взаимосвязанности в рамках БЕП будет способствовать использование бизнесом механизмов «цепочек преимуществ». Под данным термином может пониматься формирование цепочек создания добавленной стоимости посредством создания товаров и услуг с трансграничным применением различных институтов стимулирования развития, таких как ОЭЗ, ТОР, техно-парки и т.д., расположенных на территориях различных государств-партнеров БЕП. Произведенная таким образом продукция может обладать весьма высокой конкурентоспособностью как по цене, так и по качеству. Более того в рамках БЕП могут быть разработаны специальные программы развития на основе подобных цепочек, максимизирующие сравнительные преимущества членов БЕП.
В заключении я хотел бы отметить, что успешность реализации идеи БЕП непосредственно зависит от того, насколько эффективно удастся подключить бизнес к указанным процессам. Можно сколь угодно долго говорить о сближении политики или развитии культурных связей. Но без бизнеса – торговли, инвестиций – это все останется словами. РСПП предлагает Правительству активнее взаимодействовать в подготовке концептуальных предложений по строительству Большого Евразийского Партнерства.
24 сентября 2019 года
21 февраля 2019 года