Банковский канал для страховых компаний по-прежнему остаётся основным. По итогам второго квартала доля банковского канала выросла на 2 п.п. г/г, до 43,3% совокупных премий и составила 309,5 млрд р. При этом, если говорить о видах страхования, то кредитное страхование жизни, которое традиционно было флагманом в банкостраховании, стало практически единственным сегментом рынка, показывающим снижение сборов. В целом страховой рынок в II квартале 2024 г. вырос более чем на треть относительно II квартала предыдущего года.
Заметное снижение взносов показали сегменты кредитного страхования жизни и страхования от НС и болезней через банковский канал. Это связано с отказом отдельных банков-партнёров от страхования потребительских кредитов в пользу аналогов.
За 2023 г. страховщики выплатили 351,9 млрд р. комиссий, 280 млрд р. из которых пришлись на банковский канал. Здесь важно посмотреть на структуру комиссионного вознаграждения в разрезе юридических и физических лиц. По данным АЦ «БизнесДром» и Группы СОЮЗ, 98% комиссий, которые получили банки от страховых компаний приходится на страхование физлиц. И только 2% получили банки за страхование юридических лиц.
Вместе с тем, рынок кредитования, который вырисовывает потенциальные возможности банкострахования, показывает совершенно иную картину: 69% от всех выданных кредитов в 2023 г. выданы юридическим лицам. В этой диспропорции открываются возможности для роста рынка банкострахования в целом. Если банки научатся работать с юрлицами по страхованию, весь рынок покажет существенный рост, в том числе вырастут и комиссии банков.
Реализация потенциала этого сегмента возможна при слаженной работе и страховых компаний, и банков. С одной стороны, страховые продукты должны отвечать потребностям представителей МСП, иметь высокую потребительскую ценность и обладать удобным сервисом, к которому привыкли клиенты этого сегмента. С другой стороны — банкам стоит пересмотреть процесс работы с МСП и выбора провайдеров услуг.
Сейчас в банковском канале субъекты МСП получают в режиме одного окна множество услуг, причём подавляющее большинство можно оформить дистанционно. Для наращивания доли страхования в работе с малым и среднем бизнесом важно интегрировать продукты в существующие клиентские пути. Банкам необходимо автоматизировать процесс по лидогенерации и развивать страхование через все доступные каналы: отделения банков, через мобильные приложения, сайты банков и прочие способы коммуникации с их клиентами. Наш опыт (Группы СОЮЗ) показывает, что комиссии банков при работе с МСП могут вырасти в несколько раз. Вместе с тем, банкам становится выгоднее работать не напрямую с одной-двумя страховыми компаниями, а выбирать страховых брокеров, с сильной экспертизой в страховании субъектов МСП.
В случае реализации такого комплексного подхода, станет возможным кратный рост рынка банкострахования и объёмов комиссионного дохода кредитных организаций.