депутат Госдумы России,
президент Ассоциации региональных банков России
Слово «система», на мой взгляд, здесь ключевое. Как показала практика последних лет, наибольший эффект приносит не просто некий набор «противопожарных» мероприятий, но именно системный подход.
Оселком такого подхода в банковской сфере, на наш взгляд, должно стать развитие принципов контрциклического регулирования. Ассоциация региональных банков России считает его применение ключевым моментом. Более того, опыт антикризисных мер, предпринятых Центробанком в конце 2008 – начале 2009 годов, показал, что именно такой принцип позволяет минимизировать издержки кризиса и сохранить устойчивость банковской системы.
Сейчас ситуация на финансовом рынке в чем-то более критична, чем в 2008–2009 годах, поскольку экономический и финансовый кризис совпал с резкой девальвацией рубля, ростом инфляции, депрессией в бизнесе. Но, в то же время, благодаря политике Центробанка в последние полтора года, российский банкинг встречает ее более адаптированным. Курс на «замораживание» беззалогового кредитования в течение последнего года снизил уязвимость российских банков от кредитных проблем, а радикальное оздоровление банковской системы и отзыв лицензий у недобросовестных игроков рынка позволил заранее вскрыть «пузыри» банковского рынка.
Полагаю, что это относительное преимущество можно и нужно наращивать, применяя к добросовестным участникам рынка инструмент контрциклического регулирования.
Центральный банк уже ввел некоторые его элементы – де-факто отменив верхнюю планку депозитных ставок, снизив требования по резервам и т.п.
В Бору мы планируем продолжить диалог о тех мерах, которые могли бы усилить благотворное воздействие контрциклического регулирования. Вкупе с уже реализованным решением о повышении уровня обязательного страхования вкладов это дает российским банкам возможность сделать баланс пассивов и активов более здоровым, более стрессоустойчивым.
Еще один важнейший вопрос дня – докапитализация российской банковской системы. Некоторая дистрофия банковского капитала – давняя проблема российского рынка. Программа докапитализации принята, но, на наш взгляд, она страдает существенным недостатком – ресурсы направлены в капиталы 27 крупнейших банков. Надеяться, что этот ресурс распределится по банковской системе благодаря межбанку, нет оснований: практика 2008–2009 годов показывает, что крупные игроки рынка предпочитают формировать с помощью получаемых ресурсов «подушку безопасности». Мы убеждены, что для поддержки региональных банков, средних и малых банков нужна отдельная программа докапитализации. Многие из этих банков, не будучи системообразующими для российского рынка в целом, тем не менее являются системообразующими для региональных экономик, и этот момент должен учитываться, иначе мы рискуем оставить без ресурса финансирования региональный бизнес.
Естественно, открыт вопрос и о ключевой ставке. Нынешний уровень ключевой ставки, по сути, является экстремальным для финансирования экономики. Он не позволяет банкам устанавливать процентные ставки, сравнимые с уровнем рентабельности российских бизнесов. Понятно, что кредитование под процент выше рентабельности – это не кредитование развития, а всего лишь «затыкание дыр». Между тем сейчас у российских производителей есть исторический шанс реализовать в той или иной степени импортозамещение по многим видам продуктов и услуг. Им нужен ресурс для перевооружения и расширения – и этим ресурсом должно стать приемлемое, комфортное банковское кредитование.
Разумеется, мы понимаем, что уровень ключевой ставки – вопрос не только работы банковской системы, но и вопрос сдерживания инфляции, вопрос стабильности национальной валюты. Однако российский банкинг надеется увидеть в этом вопросе «свет в конце тоннеля» – некие маркеры, позволяющие в целом спрогнозировать нисходящий тренд ключевой ставки. Поэтому мы приветствуем недавнее снижение ключевой ставки с 17% до 15%. Это еще недостаточно для нормализации кредитных процессов, но уже является важным для рынка позитивным сигналом.
По опыту предыдущих встреч банкиров и руководителей Центробанка в Бору мы можем сказать: эти встречи никогда не бывают полным консенсусом и абсолютным согласием сторон. Но они позволяют услышать друг друга, понимать логику обеих сторон диалога. При этом необходимо отметить, что этот диалог довольно результативен.
Проведу небольшую «инвентаризацию» того, что было сделано в результате взаимодействия банковского сообщества, Ассоциации региональных банков России с регулятором и властными институтами в последнее время.
После многих лет работы принят закон о потребительском кредитовании, который позволил заполнить ряд правовых лакун в отношениях кредиторов и заемщиков. Закон о личном банкротстве принят в редакции, которую отстаивала АРБР.
Банк России с недавнего времени начал выдавать кредиты под залог закладных программы «Военная ипотека». Создан временный механизм предоставления кредитов ЦБ в иностранной валюте под залог прав требований по кредитам, выданным российскими банками в иностранной валюте. Начата выдача кредитов ЦБ под залог прав требований по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации. Совокупно эти меры открывают доступ к ликвидности многим российским банкам, причем не только крупным, но и средним.
В настоящее время в Центробанке разрабатывается порядок включения прав требований по обязательствам компаний, обеспеченных гарантиями Агентства кредитных гарантий (АКГ), в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России. Эта мера позволит намного более масштабно использовать гарантии АКГ как инструмент расширения кредитования реального сектора экономики.
В тесном взаимодействии с регулятором решен вопрос о том, что в первой половине 2015 года банки России могут не проводить переоценку ценных бумаг, если результат такой переоценки отрицательный. Это позволяет снизить нагрузку на капитал кредитных организаций. Также на полгода отложено введение показателя краткосрочной ликвидности (ПКЛ).
По сути, все эти решения укладываются в единую цепочку «малых дел», которые в совокупности в значительной мере расширяют доступ банков к ресурсам и снижают нагрузку на их капитал.
Мы видим, что регулятор и в сегодняшней сложной финансовой и экономической ситуации, в условиях обостренной реакции общества на его решения, по-прежнему нацелен на диалог с банкирами. Полагаю, встреча в Бору будет продуктивной, и мы найдем новые совместные решения.
4 октября 2024 года
4 октября 2024 года