«Вирус мошенничества стремительно поражает нервную систему россиян»
— Как вы оцениваете ситуацию с телефонными мошенниками в России?
— Мы считаем, что ситуация с телефонным мошенничеством в начале 2024 года стала критической. Доля киберпреступлений в общем объеме всех преступлений достигла 38%.
Ведомства приводят разные цифры: если в ЦБ сообщают о 16 млрд рублей, которые украли мошенники в прошлом году, то МВД называет цифру в 10 раз больше — 157 млрд. По оценкам «Сбера», в 2023 году мошенники украли у россиян более 250 млрд рублей. При этом с начала 2024 года «Сбер» помог своим клиентам спасти более 150 млрд рублей.
Масштабы киберпреступности растут. И появился новый очень печальный для всех нас симптом — глобальный страх россиян перед кибермошенничеством. Для усиления психологического воздействия на жертву мошенники составляют психологические портреты россиян через фейковые соцопросы и маркетинговые исследования.
Недавнее исследование «Национальный индекс тревожности» показало, что больше всего жители нашей страны боятся стать жертвой терроризма и обмана телефонных мошенников. Это свидетельствует о том, что проблема телефонного мошенничества имеет еще одно измерение: она бьет не только по финансам жителей России, но и по их психическому здоровью. Вирус мошенничества стремительно поражает нервную систему россиян.
— Можно ли оценить количество людей, которые ежедневно попадаются на уловки мошенников?
— Ежедневно злоумышленники совершают до 20 млн звонков. Такого масштаба атак на наших граждан не было никогда.
Примерно в одном случае из ста люди верят телефонным мошенникам. То есть порядка 200 тыс. граждан в сутки могут попадаться на их обман. Однако для клиентов «Сбера» срабатывает банковская система защиты. Она автоматически предотвращает хищение, ее эффективность — 99,8%. В ряде случаев наши сотрудники лично — по телефону или в офисе — помогают предотвратить кражу денег у клиентов.
«Схема выманивания денег с поддельным похищением людей»
— С помощью каких схем россиян сейчас обманывают чаще всего?
— Легенд много, и в основном они нацелены именно на запугивание жертвы: якобы она может потерять средства. Могу привести необычный сценарий — схема выманивания денег с поддельным похищением людей. Мы обнаружили этот сценарий в 2024-м и помогаем подразделениям МВД выявлять и задерживать причастных к этой схеме злоумышленников.
В результате телефонного мошенничества жертве — например, чьей-то маме, которая уже перевела деньги злоумышленнику — предлагалось их вернуть, поехав в другой город. Но при этом телефон нельзя брать с собой. Мама уезжает за тысячу километров от своего места жительства в желании спасти свои средства.
Одновременно мошенник звонит родственникам этого человека и говорит: «Вашу маму похитили. Если вы хотите ее вернуть, внесите денежные средства в такой-то сумме на такой-то счет». С мамой дети связаться не могут: телефона у нее нет.
При нашем содействии правоохранительным органам удалось спасти человека и выйти на организаторов. Колл-центр, который готовил это и другие подобные преступления, базировался на территории России. Буквально несколько недель назад сотрудники полиции задержали 16 человек, причастных к этому мошенничеству.
— Вы не раз говорили о том, что сейчас основной поток звонков кибермошенников идет именно с территории Украины. На ваш взгляд, за последнее время, в 2023 году — начале 2024-го, поменялась ли география звонков злоумышленников?
— Центрами телефонного мошенничества остаются колл-центры на территории Украины. И прежде всего в городе Днепр, или, как по-старому называли, в Днепропетровске. По данным «Сбера», количество этих колл-центров уменьшилось примерно в 2,5 раза. Сейчас на Украине против россиян работает порядка 350–400 мошеннических колл-центров, ранее их было около тысячи. При этом уровень их технической оснащенности, эффективность используемых сценариев работы с людьми, масштабы проникновения и вывода денег значительно увеличились.
По нашим данным, в мошеннических колл-центрах на Украине работает несколько сотен тысяч человек. Каждый из них может зарабатывать порядка $3 тыс. в месяц. Это огромная циничная индустрия.
«Нужно запретить оформление симок по зарубежным ID-картам»
— Раньше телефонные мошенники атаковали россиян с помощью подмены номера, таким образом повышая доверие к себе. Сохраняется ли сейчас эта проблема?
— Благодаря поправкам в закон о связи поступающий из-за рубежа трафик теперь контролируется. Сегодня проблема звонков с подменой номера из-за границы в основном решена. Но возникают другие способы организации атак. 81% всех мошеннических звонков совершается через мессенджеры и облачные АТС.
Для обмана мошенники массово покупают электронные SIM-карты — eSIM. Это стало новым трендом, позволяющим массово обзванивать наших граждан. Также они используют специальные устройства — SIM-боксы. Благодаря им можно одновременно обзванивать сотни и тысячи номеров — с помощью робота.
Есть и другая проблема: наше законодательство предусматривает возможность покупок SIM-карт гражданами других государств без паспорта — по ID-карте. В любом количестве. На ID-карты покупаются сотни тысяч симок по всей стране. Проблема еще и в том, что эти ID-удостоверения могут быть поддельными.
По нашим оценкам, ежемесячно в России продается порядка миллиона SIM-карт, которые затем используются для обмана граждан.
— Какие решения предлагает «Сбер» для борьбы с продажей SIM-карт?
— Мы считаем, что нужно запретить оформление любых симок по зарубежным ID-картам. Их надо продавать только по паспорту — документу, подлинность которого можно проверить, а данные — зафиксировать.
По этому поводу мы участвуем в различных дискуссиях, в том числе с представителями органов власти.
— Что касается использования SIM-боксов, на ваш взгляд, требуется ли их запретить?
— SIM-боксы используют и для развития бизнеса. Но должны быть правила, чтобы эти устройства не работали в интересах мошенников. Может быть, следует идти по пути лицензирования компаний, которые используют SIM-боксы.
«Сбер» поддерживает инициативу по запрету использования чужих банковских карт»
— Мы подробно поговорили о том, как мошенники дозваниваются до граждан и вынуждают перевести средства. Теперь хотелось бы обсудить второй этап — вывод украденных денег. Как сейчас это происходит?
— Мошенники для вывода денег в основном используют криптокошельки. При этом идет большая работа сначала по дроблению суммы, а потом по ее сбору на счет заказчика преступления. Это делается, чтобы замести следы. По данным «Сбера», в России количество дропов достигает 2 млн человек — это в два раза больше, чем в прошлом году. Кто-то из них знает, что участвует в противозаконной деятельности, но большинство даже не подозревает.
— Какие меры вы предлагаете для борьбы с дропперами?
— Мы проводим большую работу внутри «Сбера», чтобы сократить количество дропперов. В результате по нашим картам дропперство уменьшилось в несколько раз. Доля карточек «Сбера», которые сейчас используются в теневом секторе для вывода денег, не превышает 10%. Хотя эта цифра еще буквально полтора-два года назад превышала 50–60%. Но это не значит, что проблема решена — к сожалению, дропперы «растеклись» в другие кредитные организации.
Мы считаем, что для повышения эффективности борьбы с ними России стоит обратиться к опыту наших соседей — Белоруссии. Там введена уголовная ответственность за передачу банковских карт и доступа к интернет-банку для их использования в противоправных целях. За передачу карт третьим лицам грозит до 10 лет тюрьмы. Благодаря такому ужесточению в Белоруссии объемы краж средств уменьшились в два раза.
Поэтому «Сбер» поддерживает инициативу МВД по запрету использования чужих банковских карт и передачу своих третьим лицам. Нам бы хотелось, чтобы наказание было жестким — аналогичным установленным в Белоруссии 10 годам.
— Когда деньги всё же попадают к украинским мошенникам, как они используются?
— Примерно 20% из украденных средств уходит украинским органам власти, которые курируют деятельность таких колл-центров. Кстати, сотрудники колл-центров на Украине освобождены от призыва в ВСУ. То есть власти полагают, что, обворовывая россиян, эти мошенники приносят больше пользы, чем на передовой.
Еще 20% используется для оплаты работы тех, кто сидит в наушниках и обманывает наших граждан. Еще 20% — это чистая прибыль того, кто организовал всю эту деятельность.
Оставшиеся 40% похищенных у россиян средств направляются в ВСУ и используются для ведения военных действий против России. В принципе, этого никто не скрывает, поскольку в правительстве Украины существует целая вертикаль, которая занимается организацией работы этого источника финансирования.
Мы должны принимать беспрецедентные меры для того, чтобы побороть этого монстра. Мы общаемся накануне Петербургского международного экономического форума — на этой площадке соберутся эксперты из разных организаций, государственных структур, бизнеса, общественных организаций. Уверен, одной из тем обсуждений будет как раз вопрос — как победить телефонное мошенничество? И одна из сессий, которую планирует «Сбер», будет посвящена анализу новых методов борьбы с ним.
Цифровой рубеж: как Россия и другие страны объединяют усилия в борьбе с мошенниками
— Какие меры банк уже сейчас предпринимает для защиты клиентов от мошенников?
— Одна из наиболее болезненных проблем сейчас — кредитный фрод. Мошенники крадут не только собственные средства человека, но и провоцируют его брать кредиты — в итоге жертва лишается денег и оказывается должна банку.
Мы инициативно ввели период охлаждения на выдачу кредита на сутки, если есть подозрение, что запрос на его получение может быть связан с мошенничеством. За это время не менее 80% граждан, против которых была атака, начинают понимать, что произошло. Таким образом нам удается сохранить деньги и уберечь людей.
Также для наших клиентов действует набор бесплатных сервисов по кибербезопасности в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн».
Например, можно подключить проверку входящих звонков, чтобы видеть, когда идет вызов с мошеннического номера, в том числе через мессенджер. Также есть возможность активировать антивирус, моментально закрыть доступ к счету и карте, если ваши данные попали к злоумышленникам.
Через приложение наши клиенты могут сообщить о мошенническом сайте, номере телефона или банковской карте, таким образом внести свой вклад в борьбу со злоумышленниками. Наши сервисы позволяют клиенту гибко настроить необходимый ему уровень безопасности.
О мошеннических схемах и способах противодействия им мы рассказываем на нашем портале знаний по кибербезопасности «Кибрарий». Доступ к нему бесплатный для всех желающих. На «Кибрарии» и в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» есть обучающие курсы по кибербезопасности.
Также мы разработали серию интерактивных тренажеров. Симулятор можно запускать на умных устройствах с виртуальным ассистентом «Салют». По нашим данным, прошедшие обучение клиенты почти вдвое реже попадаются на уловки мошенников.
— С июля в России начнет действовать закон, который обязывает банки возмещать украденные мошенниками средства — в случае, если первые не предприняли достаточно действий для защиты перевода. Как вы относитесь к этому?
— Поддерживаем. Раньше была парадоксальная ситуация: банк видит, что перевод подозрительный, но не может его остановить, потому что клиенты, одурманенные мошенниками, подтверждают свои перечисления. Мы не можем людям не отдать их деньги. Теперь же у кредитных организаций появляется подтвержденная законом обязанность приостанавливать подозрительные переводы. Это будет стимулировать банки эффективнее защищать деньги своих клиентов.
Пустой звук: у мошенников появилась новая схема с расшифровкой аудиофайлов
Злоумышленники похищают деньги под предлогом легкого заработка в Сети
— На ПМЭФ в прошлом году «Сбер» уже заявлял, что начнет до вступления в силу закона возмещать украденные у россиян средства. Как сейчас работает механизм?
— С компенсациями работа идет. «Сбер» замораживает денежные средства, если они попали к дропу. Для того чтобы их разморозить, необходимо судебное решение. Но мы сами проактивно возвращаем клиенту деньги, а потом уже берем на себя судебные хлопоты, чтобы самим себе эти деньги компенсировать.
Суд принимает решение в пользу клиента, а значит, и в нашу пользу, потому что все понимают: средства получил дроппер, и он никогда не придет в суд, чтобы что-то доказать.
Мы почти год проводим этот пилот. За это время «Сбер» возвратил клиентам не менее 400 млн рублей, украденных мошенниками. Как правило, процедура длится несколько месяцев, после чего деньги поступают со счетов дропперов обратно в банк.
Однако, подводя итог, хочу подчеркнуть, что это только наши меры. Несмотря на то, что они эффективные, только усилиями «Сбера» победить злоумышленников мы не сможем. С индустрией мошенников нужно бороться по всем фронтам, это должны делать все банки, операторы связи, государство, механизмы противодействия должны закрепляться на законодательном уровне, а не ограничиваться усилиями отдельных игроков.
Наталья Ильина
Источник: Известия