- Совсем недавно в Москве прошел 2-й Евразийский конгресс под названием "Год Евразийскому экономическому союзу: интеграция на практике". Выступая на нем, вы говорили о барьерах на пути такой интеграции. Продвинулись ли стороны на пути их устранения?
- Все эти вопросы не решаются одномоментно, но работа в заданных направлениях ведется активная, в ней участвует и Российский союз промышленников и предпринимателей, родственные организации в странах-партнерах. Предметный разговор на эти темы состоялся и в ходе первого заседания президиума вновь созданного Делового совета ЕАЭС, которое прошло на финише минувшего года в Минске. Актуальные для всех проблемы рассматривались через призму того, как руководители бизнеса пяти наших стран видят дальнейшее развитие событий на союзном пространстве. Дискуссия была шестичасовая и, признаться, очень непростая. К сожалению, не все мы понимаем одинаково, как дальше должна развиваться нормативно-правовая база. Но вместе с тем было продемонстрировано желание и способность координирующих бизнес-объединений Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России находить согласованные решения сложных и болезненных вопросов.
- А по каким вопросам возникают наибольшие разногласия?
- Возьмем, к примеру, техническое регулирование. Если откровенно, то мы сих пор не имеем единых правил и процедур аккредитации, оценки соответствия, проведения взаимных оценок, нет идентичности требований к продукции, не обеспечивается единая координация в областях стандартизации, аккредитации, оценки соответствия и надзора на союзном рынке. Хоть уже и наработано определенное количество техрегламентов, потребность в них на порядки выше. Желательны и более активные темпы их разработки и принятия. Здесь главное, конечно, борьба с фальсификатом. Фальсифицированной продукции еще очень много. И российская сторона настаивает на том, чтобы в данной сфере действовали единые правила, оценки соответствия. Но не все стороны разделяют такую точку зрения, считают, что это должно регулироваться национальными порядками, а не наднациональными органами.
- На евразийском форуме вы упоминали в качестве одного из камней преткновения и новый Таможенный кодекс, разрабатываемый сейчас.
- Тут вообще есть такие узлы, которые пока просто трудно развязать. В результате Таможенный кодекс ЕАЭС, проект которого был подготовлен еще в декабре 2014 года, до сих пор не согласован. В ходе процедуры внутригосударственного согласования Казахстан предложил изменить регулирование ряда вопросов, сделав кодекс более рамочным, отдав регулирование большого числа предметов общего регулирования на усмотрение стран - членов союза, то есть на внутригосударственное регулирование. И в данном случае точки зрения по ряду позиций также расходятся. Есть проблемы, связанные и с косвенными налогами, с единообразием в развитии механизмов единого окна. Российская сторона также выступает за создание единых стандартов для всех резидентов, работающих на территории ЕАЭС. Мы подчеркиваем: если не будет общего регулирования и каждая сторона станет заниматься им по-своему, то противоречия не только сохранятся, но и усилятся. А это усложнит и в целом ситуацию с нашим пока еще не очень большим взаимным товарооборотом.
- Понимание этого присутствует?
- Поиском оптимальных вариантов и занимаемся все вместе. И даже если по ряду вопросов пока не пришли к единым знаменателям, то создали временную рабочую группу совместно с представителями Евразийской экономической комиссии ЕЭК, чтобы по каким-то позициям договариваться, двигаться вперед.
- А каковы перспективы финансовой интеграции?
- Здесь уже есть некий прогресс, подготовлено несколько важных документов. Среди них - соглашение об обмене информацией между центральными банками, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере. И соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, направленное на создание механизма гармонизации национальных законодательств, развитие необходимых финансовых институтов на территории ЕАЭС. Также разработан, в том числе совместно с экспертами от бизнеса, проект соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации. Документ предусматривает, что резиденты одного государства-партнера смогут без ограничений открывать счета, вклады в иностранной и национальной валютах в банках другого государства ЕАЭС. Проектом другого соглашения расширяется возможность взаимного допуска брокеров и дилеров на национальные фондовые биржи государств-партнеров, готовится к подписанию соглашение о взаимодействии по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй.
Ну и, конечно, особое значение приобретает создание Совета по финансовой стабильности ЕАЭС - на уровне руководителей министерств финансов, экономики, национальных, центральных банков, а также членов Коллегии ЕЭК. Целью этого органа должны стать координация и согласование ключевых политик в финансово-экономической сфере, включая макроэкономическую, валютную, монетарную, налоговую и бюджетную, что также поможет обеспечить и прогнозируемость ведения бизнеса. Все это – необходимые и последовательные шаги по формированию к 2025 году общего финансового рынка на пространстве ЕАЭС.
- Вы упоминали о создании новой совместной структуры - Делового совета ЕАЭС. Какие приоритеты он определяет для себя?
- В числе его первоочередных задач - налаживание прямых связей и диалога между деловыми кругами государств-партнеров, содействие развитию торгово-экономических отношений, промышленного и финансового сотрудничества, повышению конкурентоспособности национальных экономик. В компетенции Делового совета - выявление барьеров, изъятий и ограничений взаимного доступа на национальные рынки, расширение предпринимательской деятельности в различных сферах, другие сопутствующие задачи. Уверены, что создание этого совета, его взаимодействие с ЕЭК, с деловыми сообществами наших стран поднимет на более высокий уровень и качество нашей работы, придаст новые импульсы продвижению всех принятых дорожных карт, формированию в целом интеграционного рынка.
- Что в ближайших планах Делового совета?
- Его рабочие органы будут трудиться над тем, о чем говорилось выше, разрабатывать или дорабатывать необходимые документы. Очередное заседание состоится в текущем году в Астане, сроки сейчас уточняются.
- Что бы вы могли сказать о вкладе Союза промышленников и предпринимателей Кыргызстана в общую деятельность, памятуя о том, что республика лишь несколько месяцев назад стала членом Евразийского экономического союза?
- Российский Союз промышленников и предпринимателей и раньше взаимодействовал с этим объединением, и теперь, думаю, такое сотрудничество примет новое качество. Руководитель этого союза Жыргалбек Сагынбаев - член президиума Делового совета ЕАЭС, тоже участвовал в его первом заседании в Минске. Конечно, и для Кыргызстана, как и для Армении, пока еще много нового. Это и вопросы, связанные с обсуждением и доработкой Таможенного кодекса, с техническим регулированием, другое. Но тем не менее наши кыргызские коллеги последовательно входят в работу. И, надеюсь, со временем привлекут еще большую экспертную базу, что очень важно. Я хочу пожелать, чтобы этот актив приращивался именно за счет профессиональных кадров, которые могли бы внести свой вклад в развитие общей нормативной базы.
- Не секрет, что некоторые в Кыргызстане сейчас испытывают определенное разочарование, поскольку пока не оправдались их ожидания, связанные со вступлением республики в ЕАЭС. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
- Надо отдавать отчет, что все мы строим интегрированную рыночную площадку, где обязательно присутствует конкуренция, это закон рынка. И все граждане на союзной территории заинтересованы в более качественной продукции. Пребывание в ЕАЭС дает большие преференции, прежде всего открывает общий рынок, потому что границ нет, таможни нет, единые правила, которые вырабатываем и обязательно доработаем, надо только руководствоваться ими. Но в выигрыше, с дивидендами будет тот, кто станет производить более конкурентную продукцию, по более низкой цене.
- А готовы ли российские компании вести совместный бизнес с кыргызскими предпринимателями, стать инвесторами для некоторых отраслей, в том числе аграрной? Ведь российская сторона не раз заявляла о заинтересованности в экспорте такой продукции из Кыргызстана.
- Не сомневаюсь, что тут открываются хорошие перспективы для сотрудничества. Просто, думаю, кыргызскому бизнесу, правительству республики надо сейчас более активно выходить на экономические площадки России, с тем чтобы презентовать свои возможности. Ведь в Кыргызстане очень хорошая налоговая база, гораздо ниже, чем в России, и это также не может не быть привлекательным для российских инвесторов. Но для их прихода в Кыргызстан надо и самим потрудиться. Ведь, к сожалению, экспортные возможности республики сегодня еще мало известны российскому бизнес-сообществу.
- Да, за четверть века с момента развала СССР, к сожалению, утеряны многие некогда прочные хозяйственные связи, говоря современным языком, деловые коммуникации.
- Но и сейчас такую кооперацию можно восстановить, пусть и не во всех сферах, но хотя бы в агропромышленной, в туристической, некоторых других. И тут нельзя не вспомнить о такой прекрасной базе для отдыха, как Иссык-Куль. В советское время туда стремились десятки тысяч граждан Советского Союза. А сегодня, как известно, там уже в новых условиях развивается здравоохранительная, туристическая инфраструктура. И Кыргызстан в этой отрасли способен вновь занять собственную нишу, приносящую республике и доход, и известность. Думаю, что и российские инвесторы, если заявить им конкретные предложения, смогли бы принять участие в строительстве здесь тех или иных объектов, а туроператоры России – в налаживании туристических маршрутов. Но надо не ждать, как говорится, манны небесной, надо самим проявлять инициативу. Тем более что для нее как раз в рамках Евразийского экономического союза открываются принципиально новые возможности.
24 сентября 2019 года
21 февраля 2019 года