— Михаил Викторович, когда в Ассоциации российских банков (АРБ) наметился раскол, на мой взгляд, для внешнего наблюдателя не до конца были понятны его причины. В публичной плоскости стороны обменивались упреками, но что стало отправной точкой?
— Это не раскол, это позиция некоторых представителей банковского сообщества, которая, как им кажется, не была услышана. В первую очередь стороны разошлись в оценке действий регулятора по оздоровлению и развитию российской банковской системы. На мой взгляд, несмотря на неизбежные издержки этого процесса, делать это было необходимо. К сожалению, нужно было ужесточать надзорные требования и требования к качеству капитала банков. Легко быть хорошим для всех и говорить о необходимости послаблений в действиях Центробанка — это всегда воспринимается на ура. Но я понимаю, что в результате действий Банка России устойчивость системы значительно возросла.
— Теперь у участников Ассоциации банков России расхождений по поводу политики ЦБ нет?
— Мы пришли к консенсусу по поводу принципиальной правоты действий Банка России, которые направлены на повышение качества системы, ее очищение от слабых и недобросовестных игроков. Но при этом у нас есть пожелания, замечания, собственная точка зрения по поводу ряда вопросов, и это было озвучено на последнем банковском форуме в Сочи.
— По вашему мнению, не приведет ли текущая политика ЦБ к огосударствлению банковской системы?
— Мы видим такую тенденцию, и Банк России ее тоже видит и осознает опасность этого. Не случайно, забирая «Открытие» и Бинбанк на санацию, регулятор четко обозначил, что банки будут проданы. Это будет непросто, но Банк России эту задачу перед собой поставил. Проблема огосударствления есть, но она никак не связана с повышением качества банковского бизнеса, этим в любом случае нужно заниматься.
— Как в этой ситуации чувствуют себя региональные банки? Нет ли у вас ощущения, что из-за политики регулятора недоверие, которое сейчас распространяется среди населения по отношению к коммерческим банкам, приведет к ухудшению условий работы региональных игроков, не превратятся ли они в банки, обслуживающие, условно, несколько предприятий?
— Банки, обслуживающие несколько предприятий, однозначно не выживут. Банковский бизнес — это серьезная работа. Мы, например, недавно открыли новое отделение в Богородске, уже 31-е по счету. Я регулярно езжу по районам, провожу совещания с управляющими, и нам удается обеспечивать рост привлеченных средств, вкладов и объемов кредитования в районах. Важно определить, что ты умеешь делать и тратить силы и время на это. Мы, региональные банки, лучше знаем территорию, на которой работаем, нам легче корректировать свои стандарты, мы глубже можем проникать в задачи клиента. У нас есть понимание, что крупные федеральные холдинги — не наши клиенты, а фермеры, сельскохозяйственные и средние предприятия — уже наши. И если региональный банк понимает свою модель, он будет развиваться, нужно только грамотно строить свою работу, как минимум раз в три месяца лично смотреть в глаза управляющему в районе и ставить конкретную задачу.
— В Ассоциацию теперь входят крупнейшие банки страны, позиция более мелких участников рынка при этом останется услышанной?
— У нас в Ассоциации совершенно четкий принцип: один банк — один голос. Кроме того, председателем совета является Анатолий Аксаков, который много лет возглавлял Ассоциацию региональных банков, а сейчас работает председателем профильного комитета Госдумы, он сам из региона и проблемы региональных банков понимает лучше кого бы то ни было. Есть трое заместителей председателя совета, которые представляют все категории банков: Владимир Сенин — системообразующие банки, Михаил Дралин — банки с базовой лицензией, я — банки с универсальной лицензий. Есть еще независимый заместитель, курирующий международные связи, — Александр Мурычев. К тому же в новом составе совета Ассоциации 65% участников остались прежними и представляют региональные банки. И то, что крупнейшие федеральные банки вступили в Ассоциацию, говорит об их ответственном поведении, о готовности действовать в рамках организации и формировать консолидированную точку зрения банковского сообщества.
— Какие изменения произойдут в структуре Ассоциации?
— Сейчас в Ассоциации идет процесс смены руководства. Вы знаете, что ее президентом был избран Георгий Лунтовский, который до последнего времени работал первым заместителем председателя Центробанка. В 90-е он руководил коммерческим банком «Воронеж» и был одним из тех, кто подписал учредительные документы по созданию Ассоциации региональных банков. Поэтому теперь возглавить Ассоциацию банков России для него, на мой взгляд, естественный шаг в карьере. В ноябре вице-президентами Ассоциации стали Анатолий Козлачков — один из основателей юридической службы Банка России, Алексей Войлуков, который был начальником Южного Главного управления Центробанка, и Сергей Татаринов, долго руководивший департаментом внешних и общественных связей ЦБ. На мой взгляд, приход в Ассоциацию бывших сотрудников ЦБ способствует улучшению взаимопонимания между банковским сообществом и регулятором, говорит о более глубокой интеграции совместной работы. С другой стороны, важно не растерять того, что уже наработано прежним аппаратом. Важно, чтобы люди, которые пришли в Ассоциацию понимали, что это общественная организация, а не директивный орган, что здесь нужно объяснять свою позицию, договариваться, а не принимать решение и обеспечивать исполнение. Очень важно, чтобы была синергия, чтобы те, кто уже давно взаимодействуют с коммерческими банками и понимают их потребности, объединили свои компетенции с бывшими сотрудниками Центробанка.
— Какие принципиальные изменения произойдут в работе Ассоциации?
— Принципиально новый формат взаимодействия между Ассоциацией и Банком России задало участие в заседании совета Эльвиры Набиуллиной. Возможность диалога с руководителем регулятора принципиально важна. Она сказала много интересного о подходах, о взаимодействии, разговор шел откровенный. И в будущем нам бы хотелось содержательного обсуждения тех решений, которые планирует принять регулятор, и правильной подачи тех соображений, которые есть у банковского сообщества по этому поводу. Мнение Ассоциации всегда слышали. Да, к нему не всегда прислушивались. Но ведь диалог — это не только когда делают то, что ты говоришь. Диалог был, есть, и перед нами стоит задача его активно развивать. Нам необходимо сохранить работу с регионами, коммерческими банками, дух Ассоциации, те мероприятия, которые уже стали частью банковского календаря года: встречу на Бору, совет в Нижнем, конференцию в Сочи, совещание в Тюмени.
— Были ли озвучены какие-либо предложения, которые могли бы улучшить взаимодействие между Центробанком и Ассоциацией?
— Было озвучено предложение — формализовать процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных актов, принимаемых ЦБ. На наш взгляд, положение, принятое регулятором в сентябре, ограничивает возможности ОРВ, и процедуру необходимо менять. Обратная связь с банками должна стать обязательной — ЦБ может согласиться с ней или нет, но комментарий о причинах принятия того или иного решения мы должны получить.
Еще одна идея, о которой я давно говорю, — самостоятельная разработка стандартов качества работы банков. Сейчас это делает за нас Банк России. Мы не должны брать на себя функции саморегулируемой организации, но правила поведения на рынке, взаимодействия с клиентами, репутационные стандарты банковское сообщество должно разработать самостоятельно. Эта работа должна проводиться при взаимодействии с ЦБ. Мы должны понимать, чего они от нас хотят, что мы можем сделать, и выработать некие правила, которые станут обязательными для членов Ассоциации. Наказание за нарушение правил — вплоть до исключения из Ассоциации.
— Какие основные проблемы вы видите в банковской системе и каким образом Ассоциация может способствовать их решению?
— Главная задача сегодня — сохранение конкуренции. Это связано с законодательством, нормативными актами Банка России, системой рейтингования и с инструментами, которые предоставляет регулятор банкам. И главная задача Ассоциации — также способствовать развитию конкуренции на финансовом рынке. Нужно отслеживать, какие нормативные акты принимаются регулятором, не допускать принятия другими ведомствами законов, ограничивающих конкуренцию на банковском рынке, необходимо облегчать доступ к инструментам поддержания ликвидности для всех категорий банков, отстраивать грамотный рейтинговый подход, при котором размер банка не служит основанием для присуждения рейтинга, использовать рейтинговый инструмент при работе с бюджетными средствами и многое другое.
Александра Викулова, Коммерсант, Нижний Новгород