Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Finversia.ru — удачи новому проекту!

1 апреля произошло неординарное по нынешним временам событие — начал работу финансовый портал finversia.ru. Для того, чтобы затеять в разгар кризиса новый и амбициозный проект, нужны, согласитесь, не только идеи, но и смелость. Впрочем, у основателя и главного редактора портала Яна АРТА и у его команды хватает и азарта, и энергии, и, что ещё важнее — профессионализма. И старт они взяли вполне успешный — уже к концу третьей недели работы портал finversia.ru собирал в день более 6 000 уникальных пользователей.

БДМ: Наверняка, Ян, многие задают вопрос: как это вы решились сегодня, когда все просто-таки состязаются в жалобах на тяжёлую жизнь, затеять новое дело?

На самом деле, все наоборот — на «жирном», растущем рынке, наверное, было бы сложнее начинать. А сейчас на любой проект работает эффект «низкой базы», когда даже с не очень большими инвестициями вполне можно запустить бизнес. Да и мой личный опыт подсказывает, что именно кризис (а это — уже третий на моей памяти) даёт возможность хорошо стартовать.

 

БДМ: О шансах в кризис (видимо, апеллируя к двум значения китайского иероглифа) рассуждают многие, но что-то мало мне встречалось реальных охотников ввязываться в новое дело…

Ну, если помните, как раз на излёте прошлого кризиса я пришёл в bankir.ru, который в ту пору был просто банковским форумом, и довольно быстро мы превратили его в успешный медиа-ресурс. Да так, что к следующему кризису его удалось продать за сумму, о которой многие могут только мечтать…

Дело в том, что в кризис хорошо приживаются небольшие проекты, недаром же у японцев есть такая поговорка: «малое — прекрасно». Как ни странно это может показаться, но избыток инвестиций, характерный для тучных лет, бывает опасен — он может «забить» проект деньгами, дополнительными обременениями. А когда деньги считаешь (не жмёшься, а именно считаешь), есть шанс развивать проект грамотно и стройно — начиная с малого. И не надо конкурировать с большими деньгами, что тоже — плюс.

 

БДМ: Не могу не согласиться, ибо за последние два десятка лет не раз наблюдала, как пышным цветом расцветают денежные проекты — и как молниеносно они исчезают с рынка… Но кризис-то не только на медиа-рынке, сегодня ведь и финансовое сообщество переживает период потерь и растерянности.

Хочу подчеркнуть, что портал — не узко профессиональный, он — финансовый в широком смысле, и главное внимание мы уделяем частным инвестициям. Хотя сам термин «инвестиции» мне не нравится, уж очень он «серьёзный» и многих отпугивает. Почему-то считают, будто инвестировать можно только миллионы. Между тем, мы имеем ввиду любые вложения — пусть это будет для начала даже 10 тысяч рублей, положенных на депозит. Соответственно, рисуются и сегменты финансового рынка, с которыми мы будем работать: банковский (без кредитования), страховой (по части накопительного страхования), фондовый и форекс. Плюс альтернативные виды инвестиций, как, скажем, микрофинансы или краудфандинг.

Что до своевременности, то как раз в кризис можно (поверьте опыту) со сравнительно малых сумм поднять доходность. В стабильные годы работает эффект больших чисел, а малыми деньгами прирастать трудно. Сейчас же есть возможность для маневра — собственно, тому, как эту возможность использовать, и посвящён портал.

 

БДМ: Звучит легко, однако нетрудно понять, что для реализации проекта требуется очень грамотная команда — дело по нынешним временам дефицитное. Кто-то из мудрых сказал, что за деньги можно купить работников, но не команду — тут срабатывают совсем другие принципы…

У нас в этом смысле фора — команда есть, пока небольшая, но очень «сыгранная» и хорошо испытанная: с кем-то работаем вместе уже 25 лет, с кем-то — больше десяти. Есть уверенность в устойчивости команды, в её силе и профессионализме. А самое главное: она умеет держать удар. И работает, если хотите, в большей степени «за идею», во всяком случае, главное для всех нас сейчас — вовсе не зарплата. Перед запуском проекта мы, кажется, вообще не выходили из офиса…

 

БДМ: А какой аудитории вы адресуете портал? Ведь клиентский рынок такой пёстрый, да и нельзя объять необъятное.

А он не такой уж и необъятный, потому что мы ориентируемся на тех, кто не бежит за кредитом при любой оказии, а нацелен на то, чтобы приращивать свои деньги. Думаю, таких людей уже немало, судя по ситуации с розничными кредитами: народ «наелся» кредитов и их последствий, и поворачивается к сбережению денег. Но это — первый шаг, потому что следующий этап — управлять этими деньгами и заставить их работать. Здесь у нас расчёт на более или менее грамотных в финансах граждан: от аналитиков до студентов профильных вузов. А «профессиональным заёмщикам» наш портал заведомо не нужен.

 

БДМ: То есть потребитель, которого с таким упорством формируют уже давно многие глянцевые издания, вам не интересен?

Нет, и я, честно говоря, никогда не мог понять людей, озабоченных покупкой нового автомобиля, только потому, что в нём появилась одна новая функция, или потому, что марка  — более престижная. Равно как и тех, кто готов стоять в очереди за новомодным телефоном. И влезть для этого в двухлетний кредит. Таких много, да, но есть люди, более свободные и менее суетные, и как раз у них образуется некий излишек средств, которым они хотели бы разумно управлять.

 

БДМ: А вам не кажется, что надо не только выискивать, но и выращивать таких людей?

У американских биржевиков есть такая аксиома: на растущем рынке может работать кто угодно, на падающем — только профессионал. И когда преподаватель финансового вуза (реальная история) говорит мне, что вот выучил таких хороших фондовиков, а тут «грянул кризис, и они оказались не у дел», воля ваша, у меня возникают большие сомнения в том, что выпускники этого вуза получили хорошую подготовку. В лучшем случае он выпустил «полуфабрикаты». Проникнуться псевдофинансовостью легко: белая рубашка, запонки, дорогие часы, планшет — и сесть в банковском офисе на зарплату (обязательно очень хорошую), чтобы изображать деятельность…

И суть тут даже не столько в специальном образовании, сколько в финансовом сознании — для того чтобы ждать, пока «нефть отрастёт», образования не надо. А ведь в России — это повальное ожидание, начинающееся с высоких кабинетов. Другими словами — философия рантье: жить с нефти, с газа, с колебаний курса, с кривых графика. Или, например, с платных парковок — городское пространство становится «золотой жилой».

Удивительно, что в стране, где не так давно больше всего чтили экономиста, создавшего теорию прибавочной стоимости, именно о ней так быстро позабыли — зачем за неё биться, если можно стричь купоны с ресурсов и даже с обстоятельств?

 

БДМ: Ну, вот видите, Ян, получается, что психология рантье просто проросла в общество. Вы его намерены перевоспитать?

К счастью, не перевелись и те, на кого мы рассчитываем. Кому, в частности, интересно заставить деньги работать — и приносить новые деньги. А то ведь у нас сформировалось дурацкое представление, будто деньги надо где-то там «крутить». Надо не крутить, а просто  включить голову и распорядиться ими по-умному. Вот об этом хочется писать…

Есть ещё один момент, важный лично для меня. Проект — достаточно прагматичный, без особой романтики, мы не декларируем какую-то сверхмиссию. Тем не менее, в нём есть своя глубина. Начну с прописной истины: основой любого процветающего общества является средний класс. Есть он и в России, но страдает серьёзным изъяном. Как точно сказал один чиновник, «наш средний класс назначили». Так оно и есть: назначен — «с окладом согласно штатному расписанию». Кто у нас нынче причислен к этой страте? Чиновники, банковские служащие, сотрудники более или менее крупных компаний — все наёмные работники. А тот же, к примеру, малый бизнес лавинообразно из неё выпадает — по мере углубления стагнации его доходы падают, а то и вовсе исчезают вместе с разорившимся предприятием. С наёмным работником ещё проще: сократили штат — и одним человеком в среднем классе стало меньше. И тщетно ждать от государственного или корпоративного чиновника каких-то ответственных решений, ярких идей или творческого подхода. Не до того ему, бедолаге — он за кресло держится. Так что наш средний класс не становится креативным.

 

БДМ: Так ведь это та же психология рантье — купоны можно стричь и с должности, в лучшем случае в виде зарплаты, в худшем — в форме взяток…

Правильно. И, на самом деле, они никакие не хозяева жизни (хоть их порой так иронично называют), они — рабы должности, люди, не свободные изначально. А России — какой бы путь она ни избрала: имперский, европейский, любой другой — нужны как раз свободные люди. Все составляющие этой свободы — не предмет нашего разговора, я же хочу сказать о самом очевидном. О финансовой независимости. Если у человека есть какие-то средства помимо жалованья на службе, сокращение штата не становится жизненной катастрофой, выживание на службе не становится вопросом морали. И возможностей выбора у него больше — в конце концов, он имеет шанс заняться тем, что ему интересно, хотя и не слишком денежно.

 

БДМ: Я-то как раз хотела поспорить о том, что вы увлекаете человека из эмпиреев в «жестокий мир денег», но, пожалуй, не стану. Если рассматривать деньги всё-таки не как фетиш, а как инструмент — почему бы и не научиться на нём играть?  

Мне одинаково претят обе крайности в отношении к деньгам: и алчность, и презрение. Деньги не надо ни любить, ни ненавидеть — достаточно уважать, хотя бы как эквивалент труда. А разумно управлять деньгами — тоже труд, требующий квалификации, которая, как и любая другая, приходит со временем. Так что если нам удастся помочь кому-то приобрести эту квалификацию, будет здорово.

 

БДМ: Но, Ян, а что делать со статистикой, которая оставляет надежду на успех в собственном бизнесе лишь очень небольшому проценту населения? Вряд ли с управлением деньгами ситуация лучше. Да, вы умеете доходчиво и интересно донести до публики сложные вещи (сужу хотя бы по вашим книгам о форексе), но чего ждёте на выходе? Все сплошь станут инвесторами или игроками на бирже?

Конечно, нет. Но даже если это будет 5-10 процентов населения, уже немало, сейчас-то частных инвесторов едва ли наберётся больше полумиллиона. Да и не ставим мы своей задачей всех сделать биржевыми трейдерами, это ни к чему. Вот я сегодня не один раз уже говорил об управлении деньгами, а что это значит? Да начинается-то с примитивного — попробуйте жить на 90 процентов своего ежемесячного дохода, а «десятину» отложите на депозит. Типичный ответ скептика: легко вам советовать, а моей зарплаты едва на жизнь хватает. Кстати, как раз такие скептики легко ведутся на безумные проценты по микрокредитам — а на эти выплаты что, вам хватает? Приключения с коллекторами в большинстве своём — не что иное как следствие того, что человек не умеет и, главное, не хочет управлять своими средствами. А вот создать себе финансовую «подушку безопасности» — слабо, денег не хватает…

Если речь идёт о более высоких доходах, уже есть смысл часть из них не откладывать на депозит, а инвестировать. Не понимаете сами в биржевых делах — доверьте специалистам. В конце концов, та же недвижимость в России — прекрасный объект вложений. И не надо бояться, будто она обесценится, свои доходы от сдачи в аренду вы всегда получите.

Так что для управления деньгами и специального образования не требуется, здравый смысл — вот главное, что необходимо. И с этой точки зрения управлять ими действительно может любой нормальный человек. А наша цель — повернуть его в нужную сторону, дать уверенность, открыть перспективу. В конечном же счёте — помочь ему обрести ту самую финансовую (а значит, и социальную) свободу, о которой я говорил.

 

БДМ: А что, хорошая цель…В ней не только прагматизм, но и определённая романтика присутствует.

Ладно, признаюсь ещё в одной своей мечте, которую надеюсь реализовать с помощью портала хотя бы частично. Хотя многие мои мудрые друзья и призывают меня от неё отказаться, мотивируя это тем, что «благими намерениями вымощена дорога в ад», Мечта эта — о народном капитализме. Признаем, что в России деление на хозяев и наёмных работников веками несёт в себе непримиримый конфликт. Отсюда — деформация сознания, отсюда — «кто был ничем, тот станет всем», «отнять и поделить» и так далее. В других странах это тоже есть, но мягче, у нас же приобретает просто чудовищные формы.

Сознаю некоторую утопичность своей мечты, но не могу от неё отказаться. Формула самая простая: сотрудники предприятия — его миноритарные собственники. Почему нет? Почему это — несбыточно?

 

БДМ: Не столько несбыточно, сколько, наверное, не ко времени пришлось в конце 80-х — начале 90-х. Тогда, помнится, на многих предприятиях «отоваривали» ваучеры акциями. А потом ловкие люди их попросту скупали, поскольку новоиспечённые миноритарии не знали, что с ними делать. В результате мы получили то, что получили…

…Согласен. С другой стороны, надо понимать, что человек, получив акции уже готового предприятия, вряд ли осознает себя совладельцем. Другое дело, если ты эту компанию строишь с нуля, с такими же, как ты, совладельцами. Вот тут уже трудно относиться к ней, как к чужой — в неё вложены не только твои силы и таланты, но и деньги. Ты уже живёшь другими ценностями — проектом, его проблемами, каждой маленькой удачей... Это совсем другое сознание, а уж руководить такой командой — настоящий кайф. Вот на таких основах мы и строим свой проект. Тут даже не в энтузиазме дело, хотя он, конечно, очень помогает. Здесь другое: сама ментальность меняется, по-иному складываются отношения. Да, появляются и свои сложности, мы же не привыкли к подобному устройству. Но в конечном счёте, наёмные армии, как правило, терпят поражение, а побеждают те, кто сражается «за идею», разве нет?

 

БДМ: Независимо от того, насколько «утопичные» идеи вы закладываете в проект, я вижу, что интерес к нему возник ещё до его запуска. Что и понятно, если вернуться к началу нашего разговора.

Это для нас очень важно — что в наш проект поверили многие: коллеги, партнёры, да просто друзья, наконец. Более того, первый рекламодатель — компания «Инверсия» появился буквально на второй день после запуска портала. Пошла и обратная связь — причём трафик неплохо прирастает, так сказать, естественным образом: людям интересно, и они, даже зайдя на портал случайно или из любопытства, приходят потом снова и снова.

Сейчас у нас самое горячее время — готовим открытие форума, делаем первые репортажи нашей телестудии, отрабатываем новые рубрики, начали собирать рекламные заказы…

 

БДМ: Насколько я знаю вас, Ян, и вашу команду, у вас всегда — горячее время, вы как-то не успокаиваетесь. Именно поэтому и наш журнал — среди тех, кто поверил в проект с самого начала. Удачи вам!

 

Беседовала Людмила КОВАЛЕНКО

 

Журнал «БДМ. Банки и деловой мир», №5 май 2016 год

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку