Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Час презрения

У нас уникальная страна. У нас форумы и конференции, посвящённые «перспективам роста», «развитию», «будущему», умирают года на два, на три позже смерти той отрасли, которой они посвящены. Скажем, поголовье банков уменьшается вдвое, а форумы о «перспективах роста банковской системы» ещё кипят.

А когда и это загибается — начинается новая волна. Мы, как Архимеды, ищем рычаг. Или, скорее, домкрат. Который, натурально, позволил бы телегу из колдобины вытащить и худо-бедно в дальнейший путь сподобить. Иными словами — ищем, за что зацепиться.

Последние лет 10 называется это у нас красивым словом «драйв». А отдельные рычаги, соответственно, — «драйверы». Сейчас вот модная тема — драйверы роста, есть ли они. А в переводе на конкретный: на чём можно зарабатывать.

Итак, есть ли они? Конечно, есть. Вопрос лишь в том, что банковская система пока не способна за них ухватиться. Слишком сильна инерция. Инерция презрения к тому, что и может стать в период кризиса драйвером роста.

Честно говоря, иногда, наблюдая за сегодняшней дискуссией в банковском сообществе, я испытываю изрядную долю злорадства. Помню, как писал статьи о необходимости развивать расчётно-кассовое обслуживание, о том, что в сфере эффективного РКО — залог будущего банковского бизнеса. «Опытные» банкиры только ухмылялись. Полноте, какое РКО, это же копейки, это слёзы. Рядом с жирной маржой кредитного бизнеса — какое РКО? Увольте!..

Чуть позже, лет пять назад, писал о перспективах такого направления, как сотрудничество банков с форекс-дилерами. И помню, как зампред одного из крупных российских банков снисходительно объяснял: ну кому это интересно-то? Пяти тысячам наших клиентов — от силы. А заёмщиков у нас — сотни тысяч. Сейчас этот зампред уже не зампред. Скажем так: временно не работает…

Ещё что-то там лет семь-восемь назад робко говорили о финансовом консультировании как об одной из будущих составляющих банковского бизнеса. И здесь — та же реакция. Какое финансовое консультирование, я вас умоляю, мы миллиарды делаем на кредитах…

Банковский бизнес России с 2005 года долго и оголтело формировал в себе презрение ко всему, кроме огромного кредитного моря, бешеной маржи на первых заёмщиках, многомиллиардных секьюритизаций и прочего, и прочего.

И вот — всё это кончилось. Закономерно, не могло не кончиться. Это называется — цикличность.

Сегодня банкиры с пеной у рта твердят о контрциклическом регулировании, которое должен ввести регулятор. Это же элементарно, это азбука бизнеса, неужели цэбэшники этого не понимают?

А вы, дорогие банкиры, разве вводили у себя контрциклические стратегии и планы развития? Нет, вы рвали кредитное одеяло здесь и сейчас, а потом — хоть потоп.

Потоп настал. В ковчег попадут лишь те, кто найдёт эти самые пресловутые драйверы роста. Будем искать на многомудрых конференциях со словесным извержением на тему «банков 5.0» и обилием демагогии? Да они, эти драйверы, всё те же.

Но инерция презрения велика.

Ещё пару-тройку лет назад российские банки продолжали развращать клиентов бесплатным расчётно-кассовым обслуживанием, в котором ещё и начисляют проценты на остатки на счетах. Как же, РКО — это же мелко, это не бизнес, это завлекаловка для кредитования. РКО — вычёркиваем.

Летом минувшего года, как показал совместный опрос АРБР и ЦРФИН, банки (за исключением двух-трёх) не только не ввели, но даже не захотели особенно задуматься о системе номинальных счетов. Слишком мелко. Этот потенциальный драйвер роста (сиречь — на чём заработать) вычёркиваем.

Пару недель назад знакомый, занимающийся ювелирным бизнесом, рассказывал, что не может найти банк, который обеспечил бы ему услуги инкассации. Рисков и забот, мол, много, а прибыль — маленькая. Инкассацию — вычёркиваем.

…Так какие драйверы роста мы ещё надеемся найти, разглядеть, открыть? На какую «эврику» с бешеной прибылью рассчитываем? В каком слепом угаре всё ищем нечто, по своей прибыльности сравнимое с кредитованием оголодавших до материальных благ россиян? Боюсь, что нет ничего нового под луной. И все драйверы роста — «слишком маленькие», «не очень прибыльные» и «сплошная головная боль». Но их надо реализовывать. Просто работать. Перефразируя известный анекдот о дядюшке Фрейде, хочется сказать банкам: «Бывает работа. Просто работа».

И весь вопрос о пресловутых драйверах, возможно, сводится к совсем простому: хотят ли банки и готовы ли они работать больше, зарабатывать меньше и заниматься многочисленной и разнообразной «мелочовкой»? И всё.

 

Finversia.ru, 5 апреля 2016

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку