депутат Госдумы России,
президент Ассоциации региональных банков России
Прежде всего, банковское сообщество хотело бы знать о планах Центрального банка по регулированию и надзору финансовой системы - исходя из планов Центрального банка, банки могут строить свою политику, свою бизнес-модель на 2016 год. Как правило, в «Бору» руководители Центрального банка говорят о макроэкономической политике Центрального банка, о планах по рефинансированию кредитных организаций, о нормативных документах, которые будут приниматься Центральным банком для того, чтобы поднять эффективность регулирования банковской системы и надзора над ней. Очень важен комментарий руководителей ЦБ и по недавно принятым нормативным документам, поскольку, к сожалению, бывают разные толкования тех или иных норм, которые принимаются регулятором. Поэтому очень важно из первых уст услышать мнение по поводу того или иного толкования отдельных положений, инструкций и иных документов Центрального банка.
Конечно, банкиры заинтересованы в том, чтобы Центральный банк в условиях экономически непростой ситуации, санкций со стороны западных стран и чрезвычайно волатильного курса национальной валюты, все-таки смягчил некоторые позиции по регулированию, по надзору. Надеюсь, в ходе дискуссии нам удастся договориться о компромиссах, которые будут важны с одной стороны для того, чтобы Центральный банк понимал, что банки устойчивы, что они ведут правильную бизнес-политику и стремятся соблюдать нормативы ЦБ, а с другой - кредитные организации почувствуют, что есть забота регулятора о банковской системе, что в сложную минуту он готов подставить плечо, в том числе, скорректировав подходы к надзорной практике и к регуляторной политике.
Полагаю, именно в таком русле необходимо выстроить диалог в «Бору» и провести его плодотворно и конструктивно. Центральный банк в конце 2014 года принял ряд решений, которые позволили кредитным организациям работать весь 2015 год более в лояльной и гибкой системе нормативных требований, в том числе - по определению курса рубля для расчета нормативов по оценке активов реструктурированных сумм. В результате банки смогли адаптироваться к очень непростой ситуации конца прошлого и начала текущего года. С 1 января 2016 года все «дольготные» требования вернулись к нормальному состоянию. То есть, сейчас банки в полном объеме должны соблюдать требования, зафиксированные до периода рублевой волатильности, периода скачков национальной валюты. Мы полагаем, что, поскольку период волатильности не закончился и курс рубля не достаточно стабилен, необходимо пролонгировать в 2016 году льготный период по банковским нормативам. Это позволит российским банкам более активно кредитовать экономику и выстроить позитивную бизнес-стратегию на 2016 год.