Tinkoff CoronaIndex: обороты бизнеса в офлайне падают, в онлайне – растут Москва, Россия — 14 декабря 2020 г. Осенью 2020 г. обороты малого и среднего бизнеса в России на фоне второй волны пандемии сократились в сфере офлайна и выросли в онлайне, свидетел

Осенью 2020 г. обороты малого и среднего бизнеса в России на фоне второй волны пандемии сократились в сфере офлайна и выросли в онлайне, свидетельствуют данные аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex. Этот сценарий напоминает весну 2020 года, когда во время локдауна обороты компаний из сегмента МСБ также сокращались по всей России в офлайне, но росли в сфере онлайн-торговли.

В ноябре 2020 года обороты компаний в онлайне (более 650 тысяч клиентов Тинькофф Оплаты и Тинькофф Бизнеса) выросли на 6% по сравнению с октябрем 2020 г и на 10% по сравнению с сентябрем 2020 г. Тогда как обороты бизнеса в оффлайне в ноябре упали на 9% по сравнению с октябрем 2020 г и на 4% по сравнению с сентябрем 2020 г. 

В 2019 году обороты бизнеса в офлайне, наоборот, росли: +3% к октябрю 2019 г и +13% к сентябрю 2019 г. Обороты российских компаний в онлайне в 2019 году тоже росли, но медленнее, чем в 2020 году: в ноябре 2019 г. по сравнению с октябрем обороты выросли на 3,1%, с сентябрем – на 8,6%. 

Распродажи не помогли

Тренд на онлайн-шопинг наблюдался и в неделю распродаж «Черной пятницы» (23-29 ноября): в 2020 году обороты бизнеса в онлайне выросли на 7% (к неделе ранее), в офлайне сократились на 6%. В 2019 г. в аналогичную неделю распродаж обороты МСБ в онлайне выросли на 13%, а в офлайне – на 3%. В первую неделю зимы, с 3 по 9 декабря 2020 года обороты российских предприятий ниже аналогичного периода 2019 года на 5%.

В целом праздничные акции в ноябре 2020 года не смогли остановить падение оборотов бизнеса – за осень 2020 года обороты российских компаний упали на 10% по сравнению с 2019 годом.

Большинство отраслей показывают отрицательную динамику год к году. Сильнее всего в ноябре этого года по сравнению с ноябрем 2019 года снизились обороты компаний, связанных с туристической отраслью (турагентства — на 62%, гостиницы — на 53%), досуговой — развлечения и спорт упали почти на 49%, и event-индустрией — на 20%. 

Однако, некоторым компаниям удается в условиях пандемии нарастить обороты бизнеса, в основном за счет онлайн-торговли. Активнее всего в ноябре 2020 году выросли обороты компаний в продуктовом ритейле и отраслях, связанных с электронной коммерцией и логистикой. Обороты в сфере обслуживания транспорта и складов выросли на 15%, e-commerce — 13%, торговля продуктами и электроникой на 13% и 10% соответственно.

Что происходит в регионах России

Регионы России по-разному пережили распродажи в ноябре. Малому и среднему бизнесу удалось увеличить обороты в неделю 23-29 ноября по сравнению с 2019 годом – в Воронеже на 5%, Казани – на 4%, Ставрополе и Ростове-на-Дону – на 3%, Краснодаре – на 1%. 

Распродажи не помогли бизнесу в Москве и большинстве городов-миллионников, обороты компаний в этом году ниже показателей прошлого года. На неделе 23-29 ноября по сравнению с аналогичной неделей 2019 года выручка предприятий в столице упала на 13%, в Санкт-Петербурге – на 9%, обороты снизились в Волгограде на 20%, Приморском крае на 19%, в Челябинске – на 14%, в Омске – на 12%, в Перми – на 10%, в Уфе и Иркутске на 8% и 6% соответственно. Примерно на 6% упали обороты по сравнению с 2019 годом в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Красноярске, а в Новосибирске – на 1%. 

В целом осенью (сентябрь-ноябрь) по сравнению с осенью 2019 года обороты бизнеса в Москве упали на 7,3%, Петербурга — 4,9%.

По сравнению с осенью прошлого года сильнее всего пострадал бизнес в Республиках Ингушетия, Ненецком АО, Республике Тыва и Калужской области, в этих регионах обороты снизились более чем на 20%. 

Федор Бухаров, Вице-президент Тинькофф, директор Тинькофф Бизнеса

«Бизнес лучше переносит вторую волну пандемии. Многие сегменты бизнеса перестроились на онлайн-работу, а у людей уже есть опыт и понимание, какие сценарии могут разыгрываться. Кроме того,полного локдауна никто не ожидает. 
Есть вероятность немного восстановить активность в высокий декабрьский сезон до нового года. Сложнее всего в начале следующего года придётся традиционным оффлайн-сегментам: ресторанам, услугам, развлечениям. С другой стороны — в новогодние праздники в этих отраслях возможен рост за счет внутреннего туризма, развивающегося на фоне ситуации с зарубежными путешествиями».  
*Исследование основано на анализе динамики оборотов 600 тысяч компаний малого и среднего бизнеса — клиентов Тинькофф Оплаты и Тинькофф Бизнеса.
**В исследовании были проанализированы средние недельные обороты бизнеса за месяцы: лето (июнь, июль, август), осень (сентябрь, октябрь, ноябрь), начало осени (средние обороты сентября и октября).

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку