Исследование охватывает 70 стран мира, включая Россию, на долю которых приходится почти 95% мирового ВВП. По оценке экономистов Moody’s, в мировом масштабе развитие безналичных платежей добавило 296 млрд долл. США к объему ВВП стран, принявших участие в исследовании, а также способствовало созданию ежегодно в среднем 2,6 млн новых рабочих мест. Кроме того, за отчетный период отмечался рост потребительских расходов в среднем на 0,18% каждый год.
«Использование электронных платежей является одним из основных факторов, стимулирующих потребление, промышленное производство, экономический рост и создание новых рабочих мест, — отметил главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди (Mark Zandi). — Страны с высоким уровнем использования платежных карт продемонстрировали более высокие темпы экономического роста».
Как отмечается в докладе экспертов, внедрение электронных платежей способствует созданию более стабильных и открытых условий для ведения бизнеса. Кроме того, использование безналичных платежей способствовало сокращению доли теневой экономики — экономической деятельности, основанной главным образом на расчетах наличными средствами и не декларируемой в отчетности. В результате использование электронных средств оплаты обеспечивает более высокие налоговые поступления, способствует сокращению затрат, связанных с хранением и обработкой наличных средств, помогает потребителям получать расширенный доступ к финансовым услугам. Использование безналичных расчетов выгодно и для торгово-сервисных предприятий, поскольку гарантируют им получение оплаты за предоставленные товары или услуги.
«Полученные результаты в очередной раз подчеркивают позитивное влияние, которое электронные платежи оказывают на развитие экономики разных стран по всему миру, — прокомментировал Чарли В. Шарф (Charlie W. Scharf), генеральный директор Visa Inc. — Данное исследование также свидетельствует о том, что верно выбранный курс государственной политики может привести к формированию открытой, конкурентноспособной платежной экосистемы, а также способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Мы в компании Visa сотрудничаем с правительственными учреждениями, финансовыми институтами, торгово-сервисными предприятиями и технологическими компаниями во многих странах, чтобы создавать инновационные платежные решения и сервисы, которые будут способствовать развитию сети приема электронных платежей, коммерции и сделают доступными преимущества оплаты по картам для все большего количества людей повсеместно».
Основные выводы глобального исследования:
•Возможности роста:
Распространение платежных карт: реальные потребительские расходы за период с 2011 по 2015 гг. увеличились в среднем на 2,3 %, из них 0,01 % приходится на рост уровня распространения платежных карт. Соответственно, внедрение электронных платежей способствовало росту потребления на 0,4 %. Наибольший эффект отмечался в развивающихся странах, в которых темпы роста уровня потребительских расходов в среднем выше.
Использование карт: Наибольший прирост ВВП зафиксирован в странах, где за исследуемый период был отмечен максимальный рост уровня использования платежных карт. Так, в лидерах оказалась Венгрия (0,25 %), Объединенные Арабские Эмираты (0,23 %), Чили (0,23 %), Ирландия (0,2 %), Польша (0, 19%) и Австралия (0,19 %). В большинстве стран уровень использования карт увеличился вне зависимости от экономических показателей конкретной страны.
•Вклад в повышение занятости:
В результате увеличения использования карт за период с 2011 по 2015 гг. в 70 странах ежегодно создавалось в среднем почти 2,6 млн новых рабочих мест. Лидерами по этим показателям оказались Китай (427 000 новых рабочих мест) и Индия (336 000 новых рабочих мест). Добиться таких высоких результатов этим странам удалось, в том числе, благодаря повышению производительности труда.
•Развивающиеся и развитые страны:
Как на развивающихся, так и на развитых рынках был отмечен рост потребительских расходов в результате увеличения использования платежных карт. Увеличение использования платежных карт в период с 2011 по 2015 гг. способствовало повышению потребительских расходов на 0,2 % на развивающихся рынках и на 0,14 % в развитых странах. Соответствующие показатели роста ВВП составили 0,11 % для развивающихся стран и 0,08 % для развитых стран. Таким образом, полученные данные приводят к выводу о том, независимо от уровня проникновения платежных карт, все страны могут повысить уровень потребительских расходов, стимулируя использование электронных платежей.
•Перспективы роста:
Эксперты Moody’s пришли к заключению, что расширение использования электронных платежей на 1% может способствовать повышению потребительских расходов в среднем на 104 млрд долларов в год. Если предположить, что факторы роста в будущем не изменятся, то использование платежных карт приведет к увеличению ВВП в среднем на 0,04% в год.
Как отмечается в исследовании, одного только увеличения объема операций по платежным картам недостаточно для повышения уровня благосостояния страны — для достижения максимального эффекта в стране должна существовать развитая финансовая система, а экономика быть стабильной. Для того чтобы ускорить переход на электронные платежи странам рекомендуется проводить политику, нацеленную на снижение регулирования, способствовать созданию надежной финансовой инфраструктуры и стимулировать потребление.
«Приятно отметить, что все больше россиян открывают для себя преимущества безналичных способов оплаты. За последние пять лет уровень распространения платежных карт в России увеличился на более чем 10 процентных пунктов, что способствовало рекордному росту ВВП на 0,33% и увеличению потребительских расходов дополнительно на 26 млрд долларов США, – отметил Эндрю Торре, генеральный директор Visa в России. – Достигнутый результат был бы невозможен без тесного сотрудничества Visa с государственными органами, регуляторами, нашими партнерами. Мы намерены и дальше поддерживать это тесное взаимодействие для достижения нашей общей цели – расширения использования электронных платежей во благо развития всей российской экономики».
Выводы по России:
•Вклад в увеличение ВВП:
Рост уровня распространения электронных платежей способствовал рекордному росту ВВП страны на 0,3%. Уровень распространения платежных карт за исследуемый период вырос на 10 процентных пунктов в период с 2011 по 2015 гг., что привело к увеличению потребительских расходов на 26 млрд долларов США за этот же период. В свою очередь, уровень использования платежных карт за пятилетний период вырос на 7 процентных пунктов, что способствовало повышению потребительских расходов на 1,4 трлн долларов США. Распространение электронных платежей способствовало увеличению ВВП в России на 25,93 млрд долларов США в период с 2011 по 2015 гг.
•Вклад в повышение занятости:
Повышение уровня занятости в Европе было обусловлено ростом уровня распространения платежных карт, в том числе благодаря положительной динамике развития этого показателя в России. Одновременно, в России, которая является самой населенной страной в регионе, в течение всего исследуемого периода отмечался рост производительности труда. Использование электронных платежей способствовало созданию в среднем 235 050 новых рабочих мест в России в период с 2011 по 2015 гг.
С результатами исследования и дополнительными материалами можно ознакомиться по адресу: www.visa.com/moodysanalytics.
О компании Visa Inc.
Visa Inc. (NYSE: V) является глобальной платежной системой, которая обеспечивает доступ держателям карт, торгово-сервисным предприятиям, финансовым и правительственным учреждениям в более чем 200 странах мира к быстрой, безопасной и надежной сети электронных платежей. Электронные платежи осуществляются посредством глобальной инновационной процессинговой системы VisaNet, которая способна обрабатывать более 65,000 транзакций в секунду, обеспечивая защиту от мошенничества для потребителей и гарантии осуществления платежей для торгово-сервисных предприятий. Visa не является банком, не выпускает платежные карты, не устанавливает комиссии или процентные ставки для потребителей, а также не выдает кредиты держателям карт. В свою очередь, инновационные решения Visa позволяют финансовым организациям предлагать своим клиентам широкий выбор финансовых инструментов, включая дебетовые, предоплаченные и кредитные карточные продукты. Более подробная информация доступна по адресу: www.visa.com.ru.