Согласно полученным данным, в январе-марте текущего года оборот российского факторинга в сегменте МСП составил 77 млрд рублей. Поскольку в ходе исследования анкеты не предоставили ряд традиционно активных Факторов (ГК НФК, банк «Возрождение», ФК «Эконом-факторинг» и др.), реальный объем факторинговых операций с МСП в 1 квартале 2014 года может превышать полученные данные на 25-30%, что соответствует обороту около 100 млрд. рублей.
Доля сделок с МСП в обороте Факторов, принявших участие в исследовании, составила 23%, в совокупном портфеле - 21%. Совокупный оборот опрошенных в разрезе сегмента МСП Факторов по итогам 1 квартала 2014 года составил 330 млрд рублей.
Статистика показала, что наибольшие доли в обороте рынка факторинга в сегменте МСП по итогам января-марта 2014 года занимают Промсвязьбанк (22%), Альфа-банк (12%), Металлинвестбанк и Лайф Факторинг (по 11%). Прогнозы относительно роста факторинговых операций по итогам 2014 года в целом предоставили 14 Факторов. Они ожидают прирост оборота к концу 2014 года на 29%, а по портфелю - на 59% по сравнению с 1 кварталом 2014 года.
Консенсус-прогноз на 2014 год, полученный по итогам 2013 года, отличался большим пессимизмом: рост на 25% по обороту и на 24% по портфелю. Для сравнения, консенсус-прогноз по рынку в целом, данный в ходе анкетирования по итогам 1 квартала 2014 года составляет 24% по обороту.
«В текущей непростой ситуации на финансовых рынках факторинг, на наш взгляд, сможет продемонстрировать достаточно позитивную динамику, – отметила руководитель Аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская. – Положительными факторами здесь являются замедление темпов роста в смежных сегментах финансовых услуг – в первую очередь, на рынке кредитования: по прогнозам самих банкиров, в 2014 году ставки будут расти, а платежная дисциплина заемщиков – ухудшаться. Это повлечет рост доли «плохих» кредитов в портфелях, и повышение требований к заемщикам».
«В таких условиях предприниматели, для которых получение кредита в банке окажется под вопросом, станут потенциальными клиентами факторинговых компаний – многие игроки на этом рынке в большей степени ориентируются на платежеспособность дебитора, а не малых предприятий – поставщиков», - подчеркнула Наталья Литянская.