По мнению эксперта, портрет ипотечного заемщика за год существенно изменился. В последнее время это в основном те, кто реально и достаточно остро нуждается в улучшении жилищных условий – то есть количество так называемых сделок с целью инвестиций сократилось. А в конце 2014 года, когда процентные ставки по ипотеке серьезно подросли, в большинстве случаев ипотеку брали клиенты, которые уже завершили все мероприятия по выходу на сделку, в том числе продали свою недвижимость на оплату первоначального взноса.
«В начале же этого года мы заметили, что появились две новые категории клиентов. Во-первых, это те, кто в ближайшее время точно ожидает поступления денежных средств либо от продажи квартиры, либо от закрытия сделки – то есть на 99 % уверен в том, что скоро погасит ипотечный кредит. Вторая категория – это люди, как правило, не имеющие экономического бэкграунда. Они уже выросли из категории потребительских кредитов и доросли до ипотеки, но далеко не всегда осознают свою имеющуюся и будущую долговую нагрузку. У некоторых таких клиентов ежемесячный платеж может превышать 70% семейного бюджета. Им мы чаще всего вынуждены отказывать», – рассказывает Эмма Пономарева.
По словам спикера, в отличие от ипотеки, портрет клиента банка в части потребительских кредитов существенно не изменился. «Нередко потребительские кредиты берут люди рабочих специальностей, и часто их желание получить средства вызвано сиюминутными потребностями. Тогда они решают взять кредит, зачастую по очень высоким ставкам. Мы думаем, что портрет заемщика останется таким же, но вот объемы кредитования существенно уменьшатся в связи со снижением платёжеспособности населения», – отметила директор Департамента розничных операций «Инвестторгбанка».