Чистая прибыль группы ВТБ по МСФО в 1 квартале 2014 года снизилась в 39 раз

Сегодня, 27 мая, группа ВТБ опубликовала промежуточную сокращенную консолидированную финансовую отчетность с заключением независимых аудиторов за три месяца, закончившиеся 31 марта 2014 года.

Андрей Костин, президент - председатель правления банка ВТБ, заявил: «По итогам первого квартала этого года мы продемонстрировали сильную динамику доходов от основной деятельности, а также существенный рост объемов основного бизнеса. В то же время нестабильная ситуация в экономике и геополитическая напряженность оказали существенное влияние на результаты Группы в целом и в частности на стоимость риска, вынуждая нас быть более осмотрительными и консервативными в процессе кредитования и формирования резервов.

Стратегическими приоритетами Группы остаются быстрое наращивание объемов розничного и среднего банковского бизнеса, сохранение лидирующих позиций в корпоративно-инвестиционном банковском бизнесе, а также дальнейшее укрепление риск-менеджмента и контроля над издержками. В соответствии с нашей новой стратегией качественного роста, Группа придерживается новых стандартов управления расходами, что будет положительно влиять на прибыльность нашего бизнеса даже в условиях ухудшения операционной среды».

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И ОПЕРАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Отчет о прибылях и убытках

 

- В 1 квартале 2014 г. Группа заработала рекордный квартальный объем чистых процентных доходов на фоне значительного роста объемов кредитования в сегментах розничного, корпоративно-инвестиционного и среднего бизнеса. Чистая процентная маржа в 1 квартале 2014 г. составила 4,5%, не изменившись по сравнению с аналогичным показателем за 1 квартал 2013 г. и снизившись на 20 б.п. по сравнению с 4 кварталом 2013 г. Данное умеренное снижение маржи в основном было обусловлено повышением ключевой ставки Банка России, увеличением объемов высоколиквидных активов Группы, а также снижением доходности по долговым ценным бумагам и розничным кредитам, происходившим по мере того, как Группа продолжала оптимизировать уровень принимаемых на себя рисков.

- Группа вновь продемонстрировала уверенный рост чистых комиссионных доходов благодаря развитию непроцентных продуктов и росту объемов розничного бизнеса и транзакционного бизнеса (в составе Корпоративно-инвестиционного банковского бизнеса и Среднего бизнеса). Чистые комиссионные доходы Розничного бизнеса и Транзакционного банковского бизнеса в 1 квартале 2014 г. составили 7,5 млрд руб. и 4,7 млрд руб., или 52,4% и 32,9% от совокупных чистых комиссионных доходов Группы соответственно.

- Замедление темпов экономического роста в России, а также политическая напряженность на Украине способствовали росту стоимости риска Группы, а также ухудшению результатов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой.

- Стоимость риска Группы увеличилась до 2,8% в 1 квартале 2014 г. с 1,5% в 4 квартале 2013 г. и 1,6% в 1 квартале 2013 г. Стоимость риска по кредитам физическим лицам достигла 5,5% в 1 квартале 2014 г., увеличившись с 1,9% в 4 квартале 2013 г. и 3,7% в 1 квартале 2013 г. Стоимость риска по кредитам корпоративным клиентам увеличилась до 1,9% в 1 квартале 2014 г. с 1,3% в 4 квартале 2013 г. и 1,0% в 1 квартале 2013 г.

- В 1 квартале 2014 г. чистый убыток по операциям с финансовыми инструментами, переоцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток, и финансовыми активами, имеющимися в наличии для продажи, составил 3,9 млрд руб. На фоне девальвации украинской гривны и роста стоимости валютных свопов в 1 квартале 2014 г. чистый убыток по операциям с иностранными валютами достиг 8,2 млрд руб.

- Расходы на персонал и административные расходы составили 52,8 млрд руб. в 1 квартале 2014 г., увеличившись на 15,0% по сравнению с 45,9 млрд руб. в 1 квартале 2013 г. в основном в результате дальнейшего развития розничного бизнеса Группы.

Отчет о финансовом положении

 

- Динамика активов Группы в 1 квартале 2014 г. была в основном обусловлена ростом кредитного портфеля, увеличением объема денежных средств и краткосрочных активов на фоне снижения ликвидности на российском рынке, а также ростом вложений Группы в долговые инструменты российских корпораций.

- Увеличение объемов кредитования было вызвано как спросом на кредиты со стороны розничных и корпоративных клиентов Группы, так и снижением курса рубля относительно доллара США на 9% в 1 квартале 2014 г. (приблизительно треть корпоративного кредитного портфеля Группы номинирована в долларах США).

- Доля неработающих кредитов (NPL) в кредитном портфеле, включающем финансовые активы, классифицированные как кредиты и авансы клиентам, заложенные по договорам «репо» (далее «совокупный кредитный портфель»), выросла до 5,8% на 31 марта 2014 г. с 4,7% на 31 декабря 2013 г. Отношение резерва под обесценение к совокупному кредитному портфелю составило 5,9% на 31 марта 2014 г., увеличившись с 5,5% на начало года. Уровень покрытия неработающих кредитов резервами составил 101,0% на 31 марта 2014 г. по сравнению с 115,5% на 31 декабря 2013 г.

- Значительное увеличение депозитной базы в 1 квартале 2014 г. было в основном связано с ростом привлечения средств государственных органов власти и корпоративных клиентов. По итогам квартала Группа также продемонстрировала чистый прирост средств физических лиц.

- Важным приоритетом Группы остается поддержание комфортного уровня достаточности капитала. Коэффициенты достаточности капитала и достаточности капитала 1-го уровня по состоянию на 31 марта 2014 г. составляли 14,0% и 10,3% соответственно.

КЛЮЧЕВЫЕ БИЗНЕСЫ ГРУППЫ ВТБ

Розничный бизнес

- Группа ВТБ продолжает реализовывать стратегию опережающего роста на российском розничном банковском рынке и увеличения доли розничного бизнеса в активах и доходах Группы.

Кредиты физическим лицам

 

- Основным драйвером роста кредитования физических лиц в 1 квартале 2014 г. оставались ипотечные кредиты, увеличившиеся опережающими темпами по сравнению с необеспеченными потребительскими кредитами и кредитами по кредитным картам. Доля ипотечных кредитов в совокупном объеме кредитов физлицам увеличилась до 36,3% на 31 марта 2014 г. с 35,5% на 31 декабря 2013 г. Доли потребительских кредитов и кредитов по кредитным картам в портфеле кредитов физлицам составили 48,5% и 5,8% на 31 марта 2014 г. соответственно по сравнению с 48,8% и 5,7% на 31 декабря 2013 г. Доля кредитов на покупку автомобиля в совокупном объеме кредитов физлицам снизилась до 8,2% с 8,8% в 1 квартале 2014 г.

- Замедление экономического роста в 1 квартале 2014 г. оказало негативное влияние на качество активов и стоимость риска в розничном кредитовании. ВТБ 24, основной розничный банк Группы, снизил уровень одобрения по заявкам на кредитование в наиболее рискованных клиентских сегментах и усилил направление по взысканию проблемной задолженности, что, как ожидается, окажет положительное влияние на стоимость риска в будущем.

- В отличие от российского банковского сектора, Группа по итогам 1 квартала 2014 г. продемонстрировала чистый прирост объемов средств физических лиц, чему частично способствовало ослабление курса рубля, а также изменение предпочтений российских вкладчиков в пользу крупных системообразующих банков. В 1 квартале 2014 г. ВТБ 24 в качестве банка-агента Агентства по страхованию вкладов выплачивал страховое возмещение вкладчикам ряда банков, лицензии которых были отозваны в течение квартала. При этом около половины возмещаемых средств были размещены на депозитах ВТБ 24, а количество клиентов, получивших выплаты АСВ и разместивших средства во вклады ВТБ 24, превысило 27 тысяч человек.

- Важным фактором роста розничной депозитной базы Группы в 1 квартале 2014 г. был приток средств клиентов private banking ВТБ 24. Объем депозитов состоятельных клиентов ВТБ 24 в течение 1 квартала 2014 г. увеличился на 4,1% до 320,9 млрд руб., что составляет примерно 17% от общего объема средств физических лиц Группы на 31 марта 2014 г.

- На 31 марта 2014 г. совокупное число розничных офисов Группы в России (работают под брендами ВТБ 24, Банка Москвы и Лето Банка) превысило 1 720, сеть банкоматов данных банков объединяла более 12 200 устройств.

Корпоративно-инвестиционный банковский бизнес (КИБ) и Средний бизнес

- ВТБ продолжает ужесточать политику выдачи кредитов, отдавая предпочтение кредитованию наиболее высококачественных заемщиков. В то же время, в 1 квартале 2014 г. Группа зафиксировала рост спроса на кредиты со стороны ряда крупнейших российских компаний на фоне усиления волатильности на международных рынках долгового капитала.

- Глобальный транзакционный бизнес (ГТБ) продолжил развитие линейки продуктов для корпоративных клиентов крупного и среднего бизнеса. В частности, в 1 квартале 2014 г. команда ГТБ запустила новый продукт «Быстрый овердрафт», который позволит компаниям быстро получать финансирование по упрощенной процедуре в рамках лимита овердрафта.

- С 1 квартала 2014 г. Группа выделила Средний бизнес как отдельный операционный и отчетный сегмент. Стратегической целью Группы является увеличение рыночной доли в данном сегменте по всем ключевым продуктам, включая кредиты, текущие счета, комиссионные продукты. В результате Средний бизнес, как ожидается, будет вносить существенный вклад в доходы Группы. В 1 квартале 2014 г. команда Среднего бизнеса запустила ряд новых продуктов для своих клиентов, а также разработала специальные условия и упрощенный порядок работы с наиболее надежными заемщиками.

- По итогам 1 квартала 2014 г. ВТБ Капитал сохранил позиции ведущего инвестиционного банка России, заняв, согласно Dealogic, первые места в рэнкингах организаторов сделок на российском рынке долгового капитала, а также на рынке акционерного капитала стран СНГ.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку