Согласно данным Верховного Суда РФ, количество поступивших жалоб на финансово-кредитные организации в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом более чем в 4 раза - с 23 775 до 101 005 дел. Такой бурный рост не наблюдается больше ни по одной категории дел.
Как отмечает Анатолий Аксаков, эти данные говорят о том, что для потребителей по-прежнему остаются неясными многие положения кредитных договоров, что создает почву для конфликтов и обращений в суд. Решить данную проблему можно путем внедрения паспорта потребительского кредита, считает президент АРБР.
По его словам, с точки зрения заемщика паспорт кредита обеспечивает прозрачность любого кредитного договора, а также возможность быстро и легко провести сравнение кредитных продуктов разных банков - достаточно положить рядом два паспорта и сравнить основные параметры.
Анатолий Аксаков отметил также, что возросшая нагрузка на судебную систему требует более широкого применения альтернативных способов разрешения споров. Как показывает зарубежный опыт, эффективно работающий институт медиации способен решить во внесудебном порядке до 90% всех споров между банками и клиентами в кредитной сфере, подчеркнул президент АРБР.
При Ассоциации региональных банков России создан центр медиации и направлены документы на его регистрацию. Первоначально, по мнению Анатолия Аксакова, система медиации может быть опробована в рамках одного конкретного российского региона, например, в Чувашии.