До настоящего момента доступ к базе ПФР в рамках эксперимента, начавшегося в 2008 году, имели 5 банков – Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк, Банк Москвы и Уралсиб. «Участники этого эксперимента, так же как и ПФР, довольны его результатами, однако другие игроки рынка обоснованно считают, что ограничение списка доступа к данным создает неконкурентные условия на рынке», - отметила по итогам заседания Алина Ветрова.
В этой связи по инициативе Ассоциации «Россия» под эгидой ЦБ РФ был проведен ряд встреч с участием ПФР и Минкомсвязи, по итогам которых так и не удалось прийти к решению, устраивающему все стороны. Ассоциация «Россия» и банки предлагали просто расширить круг участников удачного эксперимента, ПФР наотрез отказывался это делать, ссылаясь на закон о персональных данных и свои опасения о возможностях контроля за распространением этой информации.
Минкомсвязь предложило компромиссный вариант - клиент банка самостоятельно получает выписку о состоянии лицевого счета в ПФР при помощи портала госуслуг, затем из своего личного кабинета направляет ее в банк по каналам системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ).
Если клиент не зарегистрирован на портале, банк сможет его зарегистрировать онлайн. При этом банк получит возможность подтверждать учетную запись клиента на портале госуслуг наравне с многофункциональными центрами, которые осуществляют идентификацию пользователей портала сейчас. В рамках этого подключения банкам нужно будет настроить свои системы для новой функции по приему данных ПФР. Таким образом будет представлен не прямой доступ банков к системе ПФР, а сервис для граждан, позволяющий в электронном виде направить в банк данные о доходах и начислениях, имеющиеся в ПФР. Текущее законодательство такую схему позволяет.
В этом случае банк будет выступать в качестве третьего лица, которое будет помогать клиенту заводить учетную запись на портале госуслуг. При этом запрос в ПФР со своей учетной записи должен отправить непосредственно сам клиент. По оценкам Минкомсвязи, при отправке запроса через портал госуслуг клиент должен получить ответ из ПФР в течение нескольких минут, после чего он сможет сразу же перенаправить данные банку.
Кредитные организации, желающие принять участие в эксперименте, должны будут подключиться к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). По мнению Минкомсвязи в среднем на подключение информационных систем банка к ЕСИА уйдет от шести до восьми недель, стоимость подключения для банка составит несколько сотен тысяч рублей при минимальном пороге 200-300 тыс. руб. Кроме того, для регистрации клиентов на портале госуслуг банкам будет необходимо создавать специальные рабочие места, а также нанять специалистов, которые будут помогать гражданам регистрироваться на портале.
Ассоциация «Россия» настаивала на прямом доступе к базе данных ПФР по каждому конкретному физическому лицу при наличии подтвержденного через СМС и в письменном виде согласия клиента, что обеспечивает соблюдение требований законодательства. Такой вариант, в отличие от предложенной Минкомсвязи по согласованию с ПФР схемы, не потребует от банков существенных операционных затрат, а также даст им возможность получать информацию не только в момент выдачи кредита, но и на всем сроке его действие с любой принятой в банке периодичностью.
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на совещании поддержала этот вариант и обещала обсудить его с членами Правительства, что оставляет надежду всем банкирам на начало работы с данными ПФР в ближайшее время.
Было также решено начать новый эксперимент по схеме, предложенной Минкомсвязи, с участием всех желающих. Однако у участников рынка есть сомнения о доступе к эксперименту малых и средних банков, так как им придется идти на существенные затраты, которые могут не оправдать их ожидания.
Тем не менее, Ассоциация региональных банков России предлагает всем заинтересованным в участии в эксперименте банкам, присылать свои обращения на почту vetrova@asros.ru «Мы направим список желающих в Минкомсвязи и Банк России и попытаемся обеспечить участие в проекте всех желающих», - отметила Алина Ветрова.