Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

В Госдуму внесен законопроект, направленный на снижение объемов подозрительных операций и уменьшение нагрузки на малый и микробизнес

В Государственную Думу группой депутатов во главе с председателем Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесен проект федерального закона (1064272-7), направленный на совершенствование работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций.

Законопроект разработан в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также в целях защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций.

Как отметил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков, предлагаемые изменения законодательства направлены прежде всего на уменьшение нагрузки на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес, за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны кредитных организаций, сокращения расходов бизнеса на взаимодействие с банками и количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций.

Законопроект также преследует цель повышения эффективности работы противолегализационных систем кредитных организаций и снижения объемов подозрительных операций в целом, добавил Анатолий Аксаков.

В Банке России накоплен большой опыт в выявлении и квалификации подозрительных операций на разных звеньях платежных цепочек, при этом используемый инструментарий позволяет осуществлять мониторинг всего банковского сектора. Сегодня с использованием современных технологий обработки больших массивов информации и с учетом наличия в банках современных IT-систем регулятор может оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов.

По словам Анатолия Аксакова, предлагается создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса Платформа ЗСК (знай своего клиента), через который банки в онлайн-режиме смогут получать информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур ПОД/ФТ.

Предлагается установить, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций определяются совместно Банком России и Росфинмониторингом и публикуются на официальном сайте Банка России в Интернете.

Согласно положениям законопроекта, клиенты будут подразделяться на категории - высокий риск, средний риск, низкий риск. При этом для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор антиотмывочных инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством.

На законодательном уровне предлагается зафиксировать следующий алгоритм работы с клиентом в зависимости от уровня его риска (зеленый, желтый, красный):

- В отношении лиц с зелёным уровнем риска не применяются меры в виде отказа в открытии банковского счета, а также не допускается отказ в проведении операций по переводу денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые также отнесены к зеленому уровню риска, на их счета (вклады, депозиты), открытые в банках на территории Российской Федерации. Исключение составляют только вызывающие подозрения в отмывании доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (ОД/ФТ) операции по списанию денежных средств в пользу физических лиц, снятие наличных денежных средств, перечисление денежных средств на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, переводы денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые отнесены к желтому уровню риска.

- В отношении лиц с желтым уровнем риска сохраняется возможность при наличии подозрений в ОД/ФТ отказать в открытии банковского счета и в проведении операций.

- В отношении лиц с красным уровнем риска устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, запрет на проведение любых операций (как собственных, так и в их адрес), запрет или прекращение доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), а также запрет использования электронного средства платежа.

Как отметил Анатолий Аксаков, с учетом устанавливаемых ограничений в отношении лиц с красным уровнем риска, в законопроекте отдельно выделен вопрос обеспечения их правом на защиту.


Источник: Комитет Госдумы по финансовому рынку 

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку