Речь шла о пакете законопроектов, которые предусматривают поправки в закон о национальной платежной системе 161-ФЗ, а также изменения в Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Предполагается введение двух типов НППУ – инициаторов платежа, и обеспечения переводов. Инициаторы платежа будут предоставлять клиенту возможность платить из своего программного интерфейса - мобильного приложения или личного кабинета. НППУ направляет распоряжение по поручению клиента к его счету в банке для исполнения. Такая услуга позволит обеспечить клиенту возможность оплачивать услуги или товары там, где они их покупает.
НППУ второго типа могут открывать клиенту идентифицированные электронные кошельки, осуществлять переводы между ними, а также агрегировать переводы в пользу клиентов по картам, кошелькам, онлайн-переводам.
По мнению разработчиков законопроекта новый институт НППУ расширит спектр инновационных платежных услуг, повысит доступность платежных услуг, усилит конкуренцию в сфере платежей, обеспечит отсутствие регуляторного арбитража.
По мнению банковских юристов, предложенный законопроект генерирует больше вопросов, чем ответов для платежного рынка. В частности, в нем нет ответов на вопросы по подходам к регулированию банковской тайны, надежности и защищенности платежей, исполнение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (115-ФЗ), а также требований по идентификации клиентов. При этом ответственность при инициировании платежа любым типом НППУ возложена на кредитную организацию.
Накануне свое отрицательное заключение на пакет законопроектов Ассоциация банков России направила в Минфин, Минэкономразвития, Минцифры, комитет Госдумы по финансовому рынку.
По результатам обсуждения в Банк России будет направлено письмо с учетом предложений, высказанных в ходе дискуссии.