Председатель комитета Ассоциации банков России по залогам и оценке Виктор Рослов отметил болевые точки механизма регулирования в части учета обеспечения для корректировки резервов и идеи для формирования изменений этого механизма.
На сегодняшний день ликвидность объектов залога со сроком экспозиции не более 270 дней является определяющим параметром для возможности корректировки резервов. При этом большое количество качественных залоговых активов со сроком экспозиции больше 270 дней не могут использоваться банками для этих целей и, наоборот, ликвидные активы (товары в обороте, автотранспорт, оборудование), используются, но не дают ожидаемого эффекта возврата задолженности.
Кроме этого, определение справедливой стоимости залога не соответствует принятому в оценочной практике базису стоимостей и ощущается недостаток в четких рекомендациях по ее расчету. В действующей практике ко всем активам II категории применяется единый корректирующий коэффициент (0,5) вне зависимости от качества залога и доли возврата.
На комитете отмечалось, что размер корректировки резерва при привлечении залога должен быть адекватен вкладу залога в возврат задолженности. Ликвидность залога целесообразно рассматривать как влияющий, но не определяющий фактор, а в основу расчетной модели должны быть положены коэффициенты, полученные из статистики результатов работы с проблемными активами.
В ходе дискуссии было высказано предложение о приравнивании справедливой стоимости залога к рыночной стоимости. Участники заседания поддержали идею, что модель учета влияния залога на размер резерва должна быть простой, понятной и доступной для интеграции в регулирующие документы и внедрения в практику работы банковской системы, а для реализации залоговых и иных активов необходимы доступные и проверяемые источники статистической информации.