Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

ЦБ ответил на предложения банков в ходе подготовки встречи в Бору

В АРБР идет активная подготовка к встрече банкиров с руководством Банка России в пансионате «Бор». Вопросы, присланные банкирами в АРБР до 18 января, будут заданы модератором руководителям ЦБ РФ в ходе выступлений и дискуссий.

Департамент банковского регулирования и надзора Банка России прокомментировал несколько предложений, поступивших от банков по внесению изменений в нормативные акты Банка России.

1.      Установить повышенные поправочные коэффициенты корректировки стоимости активов, передаваемых в залог Банку России, - довести их до уровня кризиса 2008 года (повысить до 0,8 и 0,65 по активам 1 и 2 категорий качества соответственно), а в острой фазе кризиса довести по активам 1 категории качества до 0,9-1,0, по активам 2й категории качества - до 0,8.

Ответ ЦБ: Предложение об увеличении поправочных коэффициентов, применяемых для корректировки стоимости активов, используемых в качестве обеспечения кредитов Банка России в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П, уже реализовано Банком России в октябре т.г. приказом Банка России от 13.10.2011 № ОД-742.

2.      Установить более низкие допустимые значения показателей (критериальные уровни показателей) деятельности заемщиков (средние по отрасли), учитывать при их определении статистические данные по конкретному региону, что наиболее актуально для региональных банков.

Ответ ЦБ: Возможность установления более низких допустимых значений показателей деятельности заемщиков, активы которых могут быть приняты в обеспечение кредитов Банка Росси, в настоящее время рассматривается.

3.      Предусмотреть включение в программу рефинансирования под нерыночные активы кредитов субъектам малого бизнеса, отнесенным ко 2-й категории качества. На сегодня в соответствии с методикой оценки финансового положения, утвержденной в банке, малый бизнес не может быть оценен выше, чем во 2-ю категорию качества с 1 % резерва. По сути, данные заемщики являются финансово устойчивыми, а банк применяет консервативный подход при их оценке в соответствии с рекомендациями Банка России. Изменение внутренней методики может негативно сказаться при последующих проверках со стороны Банка России. Возможно рассмотреть включение в рефинансирование кредитов малому бизнесу с размером резерва не выше 10%.

Ответ ЦБ: Предложение предусмотреть включение в программу рефинансирования под нерыночные активы кредитов субъектам малого бизнеса, отнесенных ко второй категории качества, не поддерживается.

Действующий порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных векселями (правами требования по кредитным договорам), предусматривает необходимость соответствия отдельных показателей бухгалтерской отчетности организации требованиям Банка России в случае, если соответствующий вексель (кредит) отнесен ко II категории качества в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее - Положение № 254-П). Указанные показатели рассчитываются на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации (код формы по ОКУД 0710001 и 0710002 соответственно).

Нормативно-правовыми актами Российской Федерации (Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») для субъектов малого предпринимательства предусмотрена упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности (без представления форм по ОКУД 0710001 и 0710002), что не позволяет оценить соответствие показателей бухгалтерской отчетности указанных организаций критериям Банка России.

Пересмотр действующего порядка в части исключения критерия необходимости соответствия бухгалтерской отчетности организации требованиям Банка России в случае отнесения векселя (кредита) ко II категории качества в соответствии с Положением № 254-П нецелесообразен, так как может привести неоправданному повышению рисков Банка России.

Вместе с тем, в целях косвенной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Банк России с 2009 года предоставляет ОАО «МСП Банк» кредиты, обеспеченные залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам, имеющим целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства.

4.      Включить в список рефинансирования финансовые организации, которые не проходят по действующим сейчас критериям достаточности собственных средств. Деятельность этих организаций посредническая и большой объем собственных средств для них непозволительная роскошь, предлагаем для лизинговых и факторинговых компаний установить пониженные требования  к коэффициентам достаточности собственных средств.

Ответ ЦБ: Предложение включить в «список рефинансирования» финансовые организации не поддерживается.

Механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами (векселями, правами требования по кредитным договорам) увязывает рефинансирование с предоставлением банками кредитов нефинансовому (реальному) сектору экономики. В этой связи он не предусматривает предоставление кредитов под залог обязательств финансовых посредников. Аналогичный порядок принят и в других центральных банках, в частности, в центральных банках еврозоны.

5.      Возобновить на постоянной основе беззалоговые аукционы Банка России с предоставлением кредитов без обеспечения на срок от 6 месяцев до 1 года российским кредитным организациям, отнесенным Банком России к 1-й и 2-й квалификационным группам в соответствии с Указанием № 2005-У «Об оценке экономического положения банков».

Ответ ЦБ: Данный вопрос относится к компетенции Совета директоров Банка России и может рассматриваться как крайняя мера при исчерпании возможностей «стандартных» механизмов рефинансирования кредитных организаций в условиях кризиса.

Напоминаем, что очередная встреча в Бору пройдет в обновленном формате – больше времени будет выделено на работу в режиме "вопрос-ответ" и на прямой диалог банкиров с представителями Банка России.

Список вопросов в Ассоциацию региональных банков России необходимо прислать до 18 января 2012 года включительно по адресу yazykova@asros.ru , контактное лицо - Светлана Языкова, тел./факс 785-29-91.

Подробнее о встрече в Бору можно посмотреть здесь

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку