Вице-президент Ассоциации региональных банков России Тимур Аитов выступил на пленарном заседании конференции «Повышение финансовой грамотности молодежи как стимул развития экономики России» и передал приветствие участникам конференции от президента Ассоциации «Россия» Анатолия Аксакова.
В своем выступлении Тимур Аитов остановился на практических проблемах, связанных с повышением финансовой грамотности населения. В частности, он отметил незначительный охват целевой аудитории и отсутствие массовой системы самообразования граждан на основе учебного ТВ.
Из выступления Тимура Аитова на конференции IBLF в Институте современного развития, 9 декабря 2009 года:
Не буду говорить о достижениях, затрону только три проблемы, связанные с практикой…
Очень маленький охват целевой аудитории. Обычно используют Интернет, но посещаемость лучших сайтов по обучению, увы, невелика – примерно тысяча посетителей в день. Сколько лет потребуется, чтобы обучить 60 миллионов россиян, о которых говорил Владимир Путин еще в 2006 году? Не секрет, что многие граждане вообще ничем не пользуются – ни Интернет, ни газет не читают, как их-то обучать? Какие средства использовать?
ТВ предпочтительнее как медиа- среда: и более дешевое, и более доступное , но в мультиплекс из восьми обязательных каналов, которые должны быть доступными нашим гражданам, где бы они ни проживали на территории России, входит «Первый канал», канал “Россия”, Пятый канал, «НТВ», “Культура”, “Спорт”, “Вести-24″ и детский канал. В концепцию цифрового ТВ не входит ни одного учебного канала.
Отсутствие массовой системы дистанционного самообразования, прежде всего, учебного ТВ – огромная проблема. Интерес у граждан к самообучению, особенно, у молодежи, большой. Им нужны не только «Поле чудес» и криминальные хроники. Молодежь понимает, что образование поднимает статус и дает заработок, но образование в ВУЗах стало платным и менее доступным. Многие с удовольствием обучались бы дистанционно, тем более, что в ВУЗах качество образования заметно упало.
Много, связанного с самыми доступными финансовыми услугами, работает в серой зоне – мой третий тезис. Я хожу на встречи со старшеклассниками, что видно? Они лучше разбираются в терминалах, кошельках и системах электронных денег, чем сами учителя, любят это, интересуются, активнее пользуются. Поэтому еще попутная проблема – мало толковых учителей, некому учить детей.
И что неприятно? Системы дистанционных микроплатежей за редким исключением работают в серой зоне. Они непрозрачны, никем не регулируются, я имею в виду платежи, как небанковские услуги. Как только возникают мобильные кошельки и ЭД, сразу возникают вопросы к собственникам – и в части налогов, и в части того, кто пользуется этими системами. Нет законодательства, а, стало быть, нет и регулятора, нет и прав у граждан. Остается ждать закон о национальной платежной системе – надеюсь, он поправит ситуацию.
В конце скажу радостное: прогресс идет, и кризис подстегнул интерес – много желающих найти ответ, мы открыли школу грамотности на портале Rambler, так вот, вопросов больше, чем мы успеваем отвечать. Это вселяет надежду.
Полная аудиозапись выступления Тимура Аитова: