«Порядка 70% физических лиц не уплачивают комиссию при оплате услуг ЖКХ в кредитных организациях. Это возможно благодаря наличию прямого договора между кредитной организацией и поставщиком услуги ЖКХ, который предполагает уплату комиссии получателем платежа. Также ряд кредитных организаций не взимает комиссию со своих клиентов, совершающих оплату услуг ЖКХ через дистанционные каналы обслуживания», - говорится в письме.
В нем также указывается, что около 20% физических лиц при оплате услуг ЖКХ через кредитную организацию уплачивают комиссию до 1% включительно. Такие ставки комиссии характерны для совершения платежа через дистанционные каналы обслуживания (мобильное приложение, Интернет-банк и т.п.), когда договор с поставщиком услуги ЖКХ отсутствует или не предполагает уплату комиссии получателем платежа.
Остальные 10% потребителей услуг ЖКХ уплачивают комиссию кредитным организациям в размере свыше 1% (из них 70% – комиссию размером до 2% включительно). В большинстве случаев такая комиссия устанавливается для платежей наличными в кассу, когда получатель платежа не взял на себя уплату комиссии банку.
В письме также сообщается, что большинством кредитных организаций установлен минимальный (20-30 рублей) размер комиссии для компенсации затрат, связанных в том числе с уплатой комиссии за перевод в платежной системе Банка России.
По информации кредитных организаций, 10-15% рынка платежей за услуги ЖКХ занимает Почта России, которая также имеет большое количество прямых договоров с поставщиками услуг ЖКХ, позволяющих не взимать комиссию с физического лица (по разным оценкам, в 60-80% случаев). Еще около 10% физических лиц оплачивают услуги ЖКХ без комиссии непосредственно в офисах поставщиков услуг или через организованные ими дистанционные каналы обслуживания (мобильные приложения и личные кабинеты на Интернет-сайтах). В этом случае кредитные организации выступают в качестве поставщиков услуг онлайн-эквайринга или инкассации.
Ассоциация банков России обращает внимание законодателей, что в случае принятия законопроекта, менее 30% граждан получат экономию денежных средств (причем, порой незначительную для их бюджетов), но при этом все потребители лишатся привычных способов оплаты и удобных сервисов в результате значительного сжатия инфраструктуры по приему платежей и вырождению финтех-сервисов.
При этом физические лица уже сейчас могут значительно экономить на величине комиссии за оплату услуг ЖКХ, оформляя банковские карты и совершая платежи через дистанционные каналы обслуживания или устройства самообслуживания.
«Высокие значения комиссий, появляющиеся в отдельных СМИ, сохраняются преимущественно в труднодоступных и малонаселенных пунктах при оплате услуг ЖКХ наличными в кассу и обусловлены дороговизной обеспечения бесперебойности работы таких отделений. В этих случаях целесообразно рассмотреть возможность адресной поддержки населения, проживающего в сложных условиях», - указывается в письме.
В результате проведенного анализа рынка платежей физических лиц за услуги ЖКХ Ассоциация банков России сохраняет прежние предложения по корректировке законопроекта, направленные в Госдуму 16 апреля:
- указать в тексте законопроекта все организации, которые имеют право принимать платежи за услуги ЖКХ (кредитные организации, банковских платежных агентов, Почту России, и платежных агентов) и установить для них единое, идентичное регулирование;
- наделить указанные выше организации правом взимать комиссию за прием платежей за услуги ЖКХ с получателя платежа;
- распространить действие законопроекта исключительно на платежи физических лиц;
- поручить Правительству Российской Федерации признать Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утратившим силу и принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего законопроекта.
3 декабря 2024 года

14 октября 2024 года
