Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Ассоциация банков России провела анализ рынка платежей физлиц за услуги ЖКХ

Ассоциация банков России направила в комитет Госдумы по финансовому рынку результаты опроса кредитных организаций, концентрирующих около 70% рынка приема платежей за услуги ЖКХ, а также свои предложения ко второму чтению законопроекта, который вводит запрет на комиссии за предоставление услуг по оплате ЖКХ. Анализ ситуации показал, что на сегодняшний день средневзвешенное значение комиссии за оплату услуг ЖКХ через кредитные организации составляет около 0,4%.

«Порядка 70% физических лиц не уплачивают комиссию при оплате услуг ЖКХ в кредитных организациях. Это возможно благодаря наличию прямого договора между кредитной организацией и поставщиком услуги ЖКХ, который предполагает уплату комиссии получателем платежа. Также ряд кредитных организаций не взимает комиссию со своих клиентов, совершающих оплату услуг ЖКХ через дистанционные каналы обслуживания», - говорится в письме.

В нем также указывается, что около 20% физических лиц при оплате услуг ЖКХ через кредитную организацию уплачивают комиссию до 1% включительно. Такие ставки комиссии характерны для совершения платежа через дистанционные каналы обслуживания (мобильное приложение, Интернет-банк и т.п.), когда договор с поставщиком услуги ЖКХ отсутствует или не предполагает уплату комиссии получателем платежа.

Остальные 10% потребителей услуг ЖКХ уплачивают комиссию кредитным организациям в размере свыше 1% (из них 70% – комиссию размером до 2% включительно). В большинстве случаев такая комиссия устанавливается для платежей наличными в кассу, когда получатель платежа не взял на себя уплату комиссии банку.

В письме также сообщается, что большинством кредитных организаций установлен минимальный (20-30 рублей) размер комиссии для компенсации затрат, связанных в том числе с уплатой комиссии за перевод в платежной системе Банка России.

По информации кредитных организаций, 10-15% рынка платежей за услуги ЖКХ занимает Почта России, которая также имеет большое количество прямых договоров с поставщиками услуг ЖКХ, позволяющих не взимать комиссию с физического лица (по разным оценкам, в 60-80% случаев). Еще около 10% физических лиц оплачивают услуги ЖКХ без комиссии непосредственно в офисах поставщиков услуг или через организованные ими дистанционные каналы обслуживания (мобильные приложения и личные кабинеты на Интернет-сайтах). В этом случае кредитные организации выступают в качестве поставщиков услуг онлайн-эквайринга или инкассации.

Ассоциация банков России обращает внимание законодателей, что в случае принятия законопроекта, менее 30% граждан получат экономию денежных средств (причем, порой незначительную для их бюджетов), но при этом все потребители лишатся привычных способов оплаты и удобных сервисов в результате значительного сжатия инфраструктуры по приему платежей и вырождению финтех-сервисов.

При этом физические лица уже сейчас могут значительно экономить на величине комиссии за оплату услуг ЖКХ, оформляя банковские карты и совершая платежи через дистанционные каналы обслуживания или устройства самообслуживания.

«Высокие значения комиссий, появляющиеся в отдельных СМИ, сохраняются преимущественно в труднодоступных и малонаселенных пунктах при оплате услуг ЖКХ наличными в кассу и обусловлены дороговизной обеспечения бесперебойности работы таких отделений. В этих случаях целесообразно рассмотреть возможность адресной поддержки населения, проживающего в сложных условиях», - указывается в письме.

В результате проведенного анализа рынка платежей физических лиц за услуги ЖКХ Ассоциация банков России сохраняет прежние предложения по корректировке законопроекта, направленные в Госдуму 16 апреля:

- указать в тексте законопроекта все организации, которые имеют право принимать платежи за услуги ЖКХ (кредитные организации, банковских платежных агентов, Почту России, и платежных агентов) и установить для них единое, идентичное регулирование;

- наделить указанные выше организации правом взимать комиссию за прием платежей за услуги ЖКХ с получателя платежа;

- распространить действие законопроекта исключительно на платежи физических лиц;

- поручить Правительству Российской Федерации признать Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утратившим силу и принять правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего законопроекта.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку