На сегодняшний день банки узнают о смерти клиентов в течение 6 месяцев при обращении наследников, нотариусов или в процессе работы с проблемной задолженностью. До момента уведомления банка о смерти физлица счета умершего клиента активны, что влечет риски мошенничества. По предварительным данным, ежегодно со счетов клиентов российских банков до вступления в наследство выводится 20 млрд. рублей. Примерно 2 млрд. рублей в год переплачивает ПФР по пенсионному обеспечению на счета умерших клиентов. Чтобы урегулировать задолженность по кредиту за счет страхования жизни наследник вынужден повторно обращаться в ЗАГС и медицинские учреждения.
Банки считают, что для введения такой инициативы есть все основания.
В рамках существующего информационного взаимодействия между налоговой службой и кредитными организациями ФНС имеет возможность адресно уведомлять банки, в которых умерший гражданин был клиентом. ФНС обладает реестром открытых счетов во всех банках и одновременно является оператором единого госреестра ЗАГС. Банки предлагают налоговой службе уведомлять кредитную организацию о том, что владелец такого-то счета умер. Банк, получая уведомление, обрабатывает данные по клиенту и делает официальный запрос в ЗАГС, откуда получает юридическую значимую информацию и прекращает движение денежных средств по счету.
«Мы считаем, что эта инициатива улучшит отношения кредитных организаций с клиентами, тем более, что для ее реализации есть вся необходимая инфраструктура. Нам предстоит поработать над изменениями в законы об актах гражданского состояния, о банках и банковской деятельности, а также в Налоговый кодекс», - отметил по итогам встречи президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский.
3 декабря 2024 года
2 декабря 2024 года