Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Олег Иванов: в проектном финансировании кредиторы должны быть максимально защищены

 
Крупные проекты, такие как модернизация, портовая инфраструктура, создание новой транспортной инфраструктуры должны реализовываться, и во всем мире реализуются, на основе схемы проектного финансирования, отметил вице-президент Ассоциации «Россия» Олег Иванов, выступая на Четвертом Ежегодном форуме «Порты России: развитие, инвестиции, финансирование».
Олег Иванов рассказал о трудностях в реализации проектного финансирования и о последних инициативах Ассоциации «Россия» в этой сфере.
 


Говоря об условиях структурирования проекта по схеме проектного финансирования, Олег Иванов подчеркнул, что кредиторы проекта, которые, как правило, вносят от 70 до 80 процентов средств, необходимых для реализации проектов, должны получить максимальную защиту, дополнительное обеспечение, максимальные гарантии исполнения обязательств проекта.
К сожалению, современное действующее российское законодательство является крайне ограничительным, именно поэтому крупнейшие российские проекты, реализуемые по схемам проектного финансирования, в настоящее время выносятся за рубеж.

Проектные компании, которые являются ядром соответствующих схем, как правило, создаются в Люксембурге или Нидерландах, при этом средства привлекаются крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями, либо инфраструктурными компаниями, для реализации крупных многомиллиардных проектов на территории РФ.
На сегодняшний день создание налогово-нейтральной проектной компании, позволяющей акционерам и кредитором максимально свободно формулировать собственные отношения, особенно в тех случаях, когда реализация проекта оказывается под вопросом, либо возникают какие-то неблагоприятные внешние обстоятельства, в рамках российской юрисдикции представляется невозможным, либо крайне затруднительным.

Еще более сложным является процесс субординирования прав кредиторов, наделения кредиторов всеми правами обеспечения, прежде всего залогов, в отношении тех специфических прав, которыми обладает проектная компания. Речь идет о залоге денежных средств на счетах, о залоге прав требования, о залоге прав концессионных соглашений. Не менее сложные задачи стоят и в сфере налогового регулирования. 

Для того, чтобы преодолеть все указанные трудности, Ассоциация «Россия» еще год назад выступала с идеей принятия специального блока законодательных изменении и предложений, затрагивающих в комплексе корпоративное, гражданское, банковское, налоговое законодательство, а также бюджетное законодательство, если речь будет идти о реализации проектов в сфере частно-государственного партнерства. Два месяца назад по инициативе Минэкономразвития разработка соответствующего законопроекта, регулирующего отношения в сфере проектного финансирования, внесена в план работы правительства.

Олег Иванов напомнил и о другой инициативе, которую с сентября прошлого года реализует Федеральная служба по финансовым рынкам. Речь идет о проекте закона, регулирующего выпуск инфраструктурных облигаций. В сентябре прошлого года первый проект этого закона был представлен на публичное обсуждение экспертами ФСФР. Однако он получил резко негативный отзыв со стороны экспертного сообщества, поскольку регулировал очень ограниченное количество проектов, при этом, в законопроекте оговаривалось обязательное условие участия государства в проектной компании, исключительный выпуск ценных бумаг этой компанией, а все средства, привлекаемые через механизм проектного финансирования, шли исключительно на развитие инфраструктуры. Такого рода ограничения с точки зрения российского банковского сообщества являются неуместными и нецелесообразными.

Эксперты Ассоциации региональных банков считают, что в рамках проектного финансирования чрезвычайно важно урегулировать отношения в сфере синдицированного кредитования, когда несколько кредиторов на определенных условиях предоставляют проектной компании право заключать длинное кредитное соглашение. Такой шаг в условиях недокапитализированности российской банковской системы позволяет использовать ресурсы российских кредитных организаций для реализации масштабных проектов федерального уровня. 

В российской практике отсутствуют стандарты синдицированного кредитования. Примером лучшей международной практики являются документы, подготовленные LMA, и сейчас в ближайших планах Ассоциации «Россия» выработка стандартов синдицированного кредитования РФ. Эта работа примыкает к общей работе с установлением правил и рамок проектного финансирования.
Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку