Как отметил вице-президент Ассоциации «Россия» Олег Иванов, при определении налогооблагаемой базы для расчета НДС, действующее налоговое законодательство не делает различия между имуществом, приобретаемым банками, страховыми компаниями, и негосударственными пенсионными фондами для осуществления основной деятельности, и непрофильными активами, которые, как правило, попадают к кредитным организациям в результате реализации соглашений об отступном или при обращении взыскания на залог.
Увеличение в 2008-2009 годах объема невозвратов вынуждает кредитные организации чаще прибегать к процедуре обращения взыскания на заложенное имущество и иное обеспечение, что приводит к росту объема непрофильных активов. Общее количество исков об обращении взыскания на заложенное имущество, поданных кредитными организациями в судебные органы, увеличилось в сравнении с прошлым годов более, чем в три раза. При этом за период кризиса стоимость получаемого имущества серьезно снизилась и не всегда покрывает даже остаток ссудной задолженности.
Ранее при расчете налогооблагаемой базы банки руководствовались разъяснениями Минфина от 31.05.2007 г. №03-07-05/30 и арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2008 г. № А62-2821/2007), согласно которым, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации, при реализации, имущество должника, полученное банками в качестве отступного по кредиту, облагалось налогом на добавленную стоимость, исчисляемым с разницы между ценой его продажи и стоимостью приобретения.
Но летом 2009 года Министерство финансов выпустило новые разъяснения положений Налогового Кодекса (письмо от 23 июня 2009 года № 03-07-05/23 и письмо от 7 июля 2009 года № 03-07-05/26), которые содержат измененное совместное толкование пункта 5 статьи 170 и пункта 3 статьи 154 НК РФ. Его суть сводится к необходимости уплаты НДС с полной стоимости реализуемого имущества, а не с разницы в его цене, во всех случаях, когда банковская учетная и налоговая политика основана на применении пункта 5 статьи 170 НК РФ. Таким образом, согласно последнему толкованию Минфина при определении налоговой базы банки обязаны применять одинаковый порядок налогообложения как для товаров, работ и услуг, приобретаемых для основной производственной деятельности, так и для имущества, не используемого в деятельности перечисленных финансовых организаций (непрофильные активы).
С учетом неоднозначного толкования действующих положений Налогового кодекса возрастает риск того, что при наличии таких разъяснений и со ссылкой на них, инспекции Федеральной налоговой службы России при проверках будут доначислять банкам НДС с суммы отступного либо предмета залога, на который обращено взыскание.
Нечеткость законодательных положений может привести к увеличению числа арбитражных разбирательств, что вызовет существенные временные и финансовые затраты и, как следствие, удорожание стоимости банковских услуг и существенное повышение требований к выдаче кредитов для населения.
Подобная перспектива может вынудить банки начать уводить эти операции «в тень», переводя задолженность на организации, не являющиеся плательщиками НДС.
Подготовленный Ассоциацией региональных банков России законопроект направлен на устранение двойственного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации и снижение необоснованно завышенного налогового бремени для кредитных организаций.
17 апреля 2025 года

17 апреля 2025 года
