Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Проектная группа по вопросам совершенствования правового регулирования взаимоотношений между финансово-кредитными организациями и детьми и подростками

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Олег Иванов: налогообложение сделок с отступными и залогами требует системного решения

Ассоциация региональных банков «Россия» направила в Государственную Думу и правительство РФ предложения по изменению статьи 170 НК РФ, направленные на совершенствование порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при приобретении банками имущества по договорам об отступном или в результате обращении взыскания на предмет залога


Как отметил вице-президент Ассоциации «Россия» Олег Иванов, при определении налогооблагаемой базы для расчета НДС, действующее налоговое законодательство не делает различия между имуществом, приобретаемым банками, страховыми компаниями, и негосударственными пенсионными фондами для осуществления основной деятельности, и непрофильными активами, которые, как правило, попадают к кредитным организациям в результате реализации соглашений об отступном или при обращении взыскания на залог.


Увеличение в 2008-2009 годах объема невозвратов вынуждает кредитные организации чаще прибегать к процедуре обращения взыскания на заложенное имущество и иное обеспечение, что приводит к росту объема непрофильных активов. Общее количество исков об обращении взыскания на заложенное имущество, поданных кредитными организациями в судебные органы, увеличилось в сравнении с прошлым годов более, чем в три раза. При этом за период кризиса стоимость получаемого имущества серьезно снизилась и не всегда покрывает даже остаток ссудной задолженности.


Ранее при расчете налогооблагаемой базы банки руководствовались разъяснениями Минфина от 31.05.2007 г. №03-07-05/30 и арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2008 г. № А62-2821/2007), согласно которым, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации, при реализации, имущество должника, полученное банками в качестве отступного по кредиту, облагалось налогом на добавленную стоимость, исчисляемым с разницы между ценой его продажи и стоимостью приобретения.


Но летом 2009 года Министерство финансов выпустило новые разъяснения положений Налогового Кодекса (письмо от 23 июня 2009 года № 03-07-05/23 и письмо от 7 июля 2009 года № 03-07-05/26), которые содержат измененное совместное толкование пункта 5 статьи 170 и пункта 3 статьи 154 НК РФ. Его суть сводится к необходимости уплаты НДС с полной стоимости реализуемого имущества, а не с разницы в его цене, во всех случаях, когда банковская учетная и налоговая политика основана на применении пункта 5 статьи 170 НК РФ. Таким образом, согласно последнему толкованию Минфина при определении налоговой базы банки обязаны применять одинаковый порядок налогообложения как для товаров, работ и услуг, приобретаемых для основной производственной деятельности, так и для имущества, не используемого в деятельности перечисленных финансовых организаций (непрофильные активы).


С учетом неоднозначного толкования действующих положений Налогового кодекса возрастает риск того, что при наличии таких разъяснений и со ссылкой на них, инспекции Федеральной налоговой службы России при проверках будут доначислять банкам НДС с суммы отступного либо предмета залога, на который обращено взыскание.


Нечеткость законодательных положений может привести к увеличению числа арбитражных разбирательств, что вызовет существенные временные и финансовые затраты и, как следствие, удорожание стоимости банковских услуг и существенное повышение требований к выдаче кредитов для населения.
Подобная перспектива может вынудить банки начать уводить эти операции «в тень», переводя задолженность на организации, не являющиеся плательщиками НДС.

Подготовленный Ассоциацией региональных банков России законопроект направлен на устранение двойственного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации и снижение необоснованно завышенного налогового бремени для кредитных организаций.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку