Выступая на Межрегиональном круглом столе, посвященном задачам посткризисного развития малого и среднего бизнеса, Олег Иванов сделал акцент на двух моментах – на срочности денег, выделяемых на кредитование МСБ, и на сложностях прорыва небольших предприятий в реальную экономику.
До начала кризиса – до середины 2008 года - в малом бизнесе преобладали организации розничной торговли. Этому бизнесу нужен был кредит на пополнение краткосрочных средств, рассказал Олег Иванов. Такой кредит мог быть предоставлен под достаточно высокий процентные ставки, поскольку рентабельность бизнеса оптово-розничной торговли находилась на достаточно высоком уровне. По уральскому региону доля кредитов таким клиентам в банковских портфелях доходила до 70 процентов, в некоторых регионах эта цифра была еще выше.
Радоваться восстановлению объемов кредитования на докризисном уровне без удлинения сроков такого кредита, без изменения его качества, нам кажется преждевременным и не правильным, отметил Олег Иванов. По сути, это воспроизводство старой докризисной экономики и путь в новый кризис, не эти задачи перед нами ставятся, считает эксперт.
Сейчас в новых посткризисных условиях сложилась уникальная возможность кардинальным образом изменить структуру малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо удлинить финансовый ресурс для небольших предприятий, сделать его хотя бы 3-5 летним.
Речь идет об инвестиционном кредите малому и среднему бизнесу, который бы позволил создавать новые производственные мощности или возводить на селе производственные комплексы. Срок окупаемости такого рода инвестиций, в том числе капитальных составляет 3-5 лет. Поэтому изменяя срочность денег для небольших предприятий, можно изменить их бизнес-модели, которые, в конечном счете, приведут к качественным изменениям в экономике.
К сожалению, добавил Олег Иванов, пока банки таким ресурсом не обладают. Долгосрочную пассивную базу для кредитных организаций могут обеспечить срочные вклады или сберегательные сертификаты. Источником ее могут стать депозиты физических лиц, общая сумма которых на банковских счетах к концу года достигнет 9 триллионов рублей. Но по законодательству существует возможность отзыва этих денег в любой момент, и у банка возникает разрыв по активам и пассивам. Превратив часть сбережений населения в долгосрочные сбережения, мы сможем предоставить малому бизнесу кредиты на 3-5 лет.
Еще одной стратегической задачей является устранение сложностей для прорыва малого бизнеса в реальную экономику, считает эксперт.
Если посмотреть на мировой опыт, то создается впечатление, что задачу развития малого бизнеса можно решать изнутри крупного бизнеса, отметил Олег Иванов, и привел в пример простые и понятные модели, которые сложились в таких странах, как США и Япония.
Малый бизнес - производственный или инновационный - в Америке или Японии существует в крупных корпорациях. Они передают отдельные комплектующие или части производственного процесса малым и средним предприятиям. Потому, что небольшие предприятия гораздо экономичней, эффективнее и могут быть очень гибко встроены в производственную цепочку.
В России, где все производство сосредоточено в рамках огромных монстров, необходимо думать о том, как проводить локализацию и повышать эффективность этих корпораций, уверен Олег Иванов. По его мнению, одним из условий реструктуризации крупнейших российских производств должно быть вовлечение наибольшего количества небольших предприятий в технологическую цепочку основной корпорации.
Подобные изменения ставят перед банками новые задачи. Малый бизнес, встроенный в такие цепочки, получает заказы, у него появляются денежный поток. Этот денежный поток и сами заказы могут выступить обеспечением по кредиту. И банки должны учитывать состояние крупнейшего производителя.
Пока весь малый бизнес будет сконцентрирован в сфере оптово-розничной торговли и услуг, производственного элемента в малом бизнесе мы так и не получим, считает Олег Иванов.