«На всех этапах жизни кредита необходимо комплексное, системное регулирование отношений между всеми участниками, которые в эти правоотношения вовлечены, - озвучила точку зрения Ассоциации «Россия» заместитель директора Центра развития банковской системы Ассоциации Светлана Федотова, выступая на ежегодной конференции «Кредиторы, заемщики и страховщики: новые контуры сотрудничества».
Сегодня, в посткризисный период задачи регулирования отношений заемщиков и кредиторов, несмотря на кратное снижение спроса и объемов выдачи, стоят остро, но приобретают новую окраску: государство должно симулировать покупателей и в то же время создать для банков наиболее комфортные условия для предоставления кредитов по минимальным ставкам. Это означает, что необходимо уменьшить правовые и кредитные риски, создать максимально надежное обеспечение, чтобы та доля процентной маржи, которая связана с возможными фактами мошенничества либо с фактами невозврата кредита, была минимальной, отметила Светлана Федотова.
Комплексное решение проблемы взаимоотношений кредиторов и их заемщиков упирается в принятие трех законов: «О потребительском кредитовании», «О коллекторской деятельности», «О реабилитационных процедурах в отношении должника». Каждый из них регулирует отношения заинтересованных сторон на разных этапах жизни кредита - выдача, обслуживание, взыскание долга.
К сожалению, только один из трех законопроектов - «О потребительском кредитовании» - получил отзыв правительства и был внесен на рассмотрение в Госдуму, два других законопроекта не дошли до парламента.
При этом, Светлана Федотова обратила внимание собравшихся на развитие проблемы потребительского кредитования в Евросоюзе. С 1 июля этого года на всей территории ЕС вступают в силу новые требования к директиве о потребительском кредитовании, принятой в середине 2008 года.
В национальные законодательства стран вводится понятие паспорта финансового инструмента, который представляет собой таблицу, где содержится описание основных условий договора потребительского кредитования. Это новый подход европейского законодательства к требованиям времени. Получается, что Россия отстала уже на два этапа развития в этом вопросе.
В завершении своего выступления Светлана Федотова остановилась на последней инициативе Ассоциации «Россия» - о внесудебном разрешении споров между банками и их заемщиками. По сути это дополнительный институт для защиты прав потребителей. Сейчас на базе Ассоциации «Россия» ведется тщательная работа по изучению мирового опыта работы института банковского омбудсмена, изучаются преимущества для клиента и обслуживающей компании. Ассоциация формирует пул банков, которые будут работать в системе омбудсмена. Презентация данного проекта состоится на банковском форуме в Сочи.