Эта недавно появившаяся возможность стала центром оживленной дискуссии на VI Международном банковском форуме «Банки России XXI – век», который прошел в начале сентября в Сочи. Именно поэтому директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации Алексей Саватюгин предложил сразу после Сочи собраться в Москве и предметно обсудить этот вопрос.
Позицию банковского сообщества коротко озвучил директор Центра экономических исследований МПФА Сергей Моисеев.
Прежде всего, он обратил внимание собравшихся на близость критериев для получения субординированных кредитов и использования ОФЗ для повышения капитализации. Но так как субординированные кредиты выдаются достаточно давно, большинство банков, желавших для повышения капитализации получить поддержку государства, уже решили свои проблемы и не готовы брать на себя еще больше обязательств, особенно при таких жестких условиях. Так об отказе от использования ОФЗ уже заявил Альфа-банк.
Многие присутствующие на заседании банкиры говорили о том, что у акционеров много вопросов возникает по поводу предусмотренного программой вхождения представителей государства в состав совета директоров банка, а также плохо прописанной процедурой применения ими вето. Для многих это станет причиной отказаться от участия в программе.
Кроме того согласно имеющейся сейчас методике слишком сложным и главное продолжительным получился выход из программы. Участники заседания отмечали, что банку, который решил проблемы, исправил ситуацию и имеет к себе интерес инвесторов, было бы полезно иметь возможность максимально быстро выйти из программы.
И наконец, по мнению банкиров, в связи с тем, что программа направлена в первую очередь на снижение риска потери капитализации в связи с ростом просрочки по кредитам, для оценки объемов поддержки, необходимых отдельным банкам, было бы логичнее использовать не бизнес-планы, а результаты стресс-тестирвания.
Главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин обратил внимание собравшихся на принципиальный момент: на что в первую очередь направлена программа. Вряд ли это программа нацелена на стимулирование развития. Скорее всего, как и американский TALF, опыт применения которой, по признанию представителей Банка России, был активно использован, этот инструмент должен применяться для срочной поддержки внезапно попавших в затруднительное положение банков, «падение» которых может негативно сказаться на экономике отдельных регионов, или даже всей страны. В таком случае значение имеет только скорость принятия решения и поступления денег в банк, акционеры которого, перед лицом возможной потери всего бизнеса, будут готовы выполнить все условия. Только такой инструмент нужен был год назад.
Мнение представителя банка «Траст» подтвердил Алексей Саватюгин . «ОФЗ планировался как инструмент «последней надежды», – сказал он. – Скорее всего, им решат воспользоваться банки, у которых просто не осталось других возможностей. Поэтому планов глобального расширения количества участников программы не было, но мы готовы выслушать мнение банковского сообщества и рассмотреть конкретные предложения».
Завершая заседание, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков сказал, что очень хорошо, что у банков появляется все больше возможностей для привлечения финансовых ресурсов, в том числе и на докапитализацию. Важно, чтобы эти механизмы работали. Поэтому необходимо переходить от обсуждения концептуальных предложений к конкретным.
По итогам заседания Ассоциация «Россия» подготовит консолидированные предложения по изменению механизма использования ОФЗ для докапитализации банков, которые направит в заинтересованные ведомства.